+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.10.2020 13:51:11
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

5S – это пять шагов к повышению производительности в логистике

Повышение эффективности логистических потоков достигается за счёт безопасности и рациональной организации производственной среды. Развитию такого рабочего пространства служит система 5С, являющаяся одним из инструментов бережливого производства. О том, как применить ее на практике в логистических структурах, рассказал тренер SCM Академии Александр Ябелов.
5S – это пять шагов к повышению производительности в логистике
– Как расшифровывается аббревиатура 5S?

– Название системы происходит от японских слов, определяющих пять последовательных шагов, составляющих непрерывный процесс, цель которого – функциональное, рациональное и эффективное рабочее пространство. Названия шагов начинаются на букву «c» – как в японском, как в английском, так и в русском варианте: «сортировка», «создание порядка», «содержание в чистоте», «стандартизация» и «совершенствование».

В русскоязычной терминологии используются оба сокращения – и 5S, и 5С. Каким образом обозначать систему – выбор за руководством компании. Главное, чтобы все сотрудники это обозначение понимали одинаково. На практике часто встречается такое решение: если названия шагов используются по-русски, то и система называется 5С. Если шаги называются по-английски (как часто случается в транснациональных компаниях), то и система называется по-английски – 5S.

– Как можно применить систему 5C в логистической сфере?

– 5С решает не только чисто прикладные задачи – организовать порядок на рабочих местах, определить периодичность и качество уборки. Это часть философии компании, нацеленной на постоянное развитие. Поэтому логистическая (как и любая другая) компания может взять на вооружение прежде всего принцип совершенствования своих процессов, поиск идей, которые помогут сделать работу безопаснее, удобнее, комфортнее, снизить операционные затраты и повысить производительность труда. Если есть желание такие активности превратить в систему, то 5С в этом однозначно поможет.

– Какое влияние оказывает организация рабочего пространства на эффективность работы?

– В каждом случае результат будет свой. Одна операция может упроститься и ускориться вдвое, другая – на треть. Но такие локальные успехи могут и не принести желаемого общего эффекта: например, одно звено большой цепи стало производительнее и выполняет работу быстрее – оно либо торопит других, либо стоит без дела. Еще хуже, если производительность одной операции повысилась за счет других, – теперь остальным придется прикладывать дополнительные усилия для исправления этих «усовершенствований».

Есть общая рекомендация – оценивать эффективность всего производственного потока. И подбирать решения, исходя из запросов конечного потребителя. Тогда общий рост производительности даже на 10% будет отличным результатом.

– С чего начать внедрение системы на производстве? На какие этапы делится этот процесс?

– Организация системы 5S в компании – это типовой проект внутри бесконечной деятельности по улучшению. Этот проект предполагает описание текущего состояния (стартовой позиции), описание целевого состояния и последовательности шагов по переходу из одного состояния в другое. Конечно, можно выделить важные организационные моменты. Поскольку должны быть общие правила игры, их надо зафиксировать в регламентах. Надо обучить сотрудников, чтобы получить от них понимание происходящих событий и вовлеченность. А когда психологический барьер преодолен, все очень просто и технологично: сотрудники сами говорят, что им нужно для эффективной работы, а компания им все это предоставляет.

– Какие трудности могут возникнуть при внедрении системы? Какие стоит учитывать риски?

– Надо понимать, что само ничего на пустом месте не рождается. Самая частая ошибка, которую совершает руководство компании при развертывании системы 5S, – это самоустранение: мол, мы дали старт, мы назначили руководителя проекта, теперь будем наблюдать, как он справится. Нет. Только личный пример и личное участие в реализации всех шагов 5S со стороны руководства – это основной фактор успеха. Все остальное – дело техники.

Участвуя во всех мероприятиях 5S, топ-менеджеры сами увидят, что на их реализацию порой требуются средства (да, это не бесплатное удовольствие, но вложения сегодня обеспечат снижение затрат в последующие периоды). Они сами поймут, что для поиска и реализации улучшений сотрудникам можно использовать рабочее время (да, заставлять учиться и экспериментировать «в свободное от работы время» – это тупиковый путь). Наконец, никакие премии и призы не воодушевят так рядового сотрудника компании, как понимание, что генеральный директор рядом с ним чистит станок, наносит разметку в опасной зоне или анализирует источник загрязнений. Все, как и всегда, начинается с головы.

– Какие преимущества Вы можете выделить от применения инструмента 5S?

– Развертывание системы 5S часто служит стимулом для развития других инструментов совершенствования компании: системы подачи и реализации идей, самоаудитов, встроенного качества, визуального управления, библиотеки корпоративных знаний.

5S делает видимыми те потери в процессах, которые часто прячутся за ежедневной бессмысленной возней. Бессмысленной, конечно, с точки зрения конечного потребителя товара или услуги. Эти потери напрямую влияют на себестоимость продукции (или услуг) и снижают прибыль, которую компания могла бы получать от тех же процессов.

Если говорить о развитии процессов через развитие персонала компании, стоит отметить акцент в системе 5S на создание стандартов силами самих исполнителей: это их лучшие практики закрепляются в стандарте выполнения той или иной работы – и им самим потом гораздо проще этим стандартам следовать.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions