+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.07.2021 13:24:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Зерно – один из грузов, которые могут обеспечить прирост погрузки на сети по итогам года

В I полугодии погрузка зерна выросла на сети РЖД на 15% и составила 12,3 млн т. Эксперты ИПЕМ прогнозируют, что зерно станет одним из грузов, которые обеспечат прирост погрузки по итогам года и превысит уровень 2019–2020 гг. А Минсельхоз оценивает экспорт зерна в 2020/2021 сельхозгоду в 48 млн т. Но в то же время на рынке уже считают объем потерь от введения плавающей пошлины, а не от нехватки зерновозов.
По итогам полугодия на некоторых дорогах сети отмечается взрывной рост погрузки по итогам января – июня этого года. Так, к примеру, на Дальневосточной железной дороге – 122,2 тыс. т, что в 13,8 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наибольший рост погрузки отмечен в Приморском крае. Только по ст. Уссурийск за 6 месяцев отгружено 61,4 тыс. т зерна, что составляет 50,2% от общего объема. Почти 102 тыс. т отправлено на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Бангладеш и Узбекистан. Более 20 тыс. т зерна погружено для внутреннего рынка.

На Восточно-Сибирской дороге погрузка зерна за этот период демонстрирует рост на 114% – 38 тыс. т, в Красноярском крае – на 25,8%, в Хакасии – на 43,5%, в Новосибирской области – на 9%.

В РЖД отмечают, что для обеспечения бесперебойных отправок зерна по России в компании реализуется ряд мероприятий. Так, разрешена перевозка зерновой продукции на особых условиях насыпью в универсальных крупнотоннажных контейнерах и полувагонах с использованием контейнерного вкладыша, а в крытых вагонах – с вкладышем или без него; утверждена типовая технология формирования поездов в рамках оказания услуги «Грузовой экспресс», которая предусматривает прицепку группы вагонов к контейнерному поезду; рассматривается возможность хранения зерна на быстровозводимых складах; ведутся работы по оснащению грузовых терминалов специализированной погрузочно-разгрузочной техникой для работы с зерновыми грузами и т. д.

В настоящее время существует несколько причин роста погрузки зерновых. Во-первых, аномально жаркие погодные условия, приведшие в отдельных регионах к более раннему, чем обычно, началу сбора урожая зерновых культур. Во-вторых, сильный спрос на зерновые за границей, поэтому их экспорт увеличился, причем ключевыми покупателями выступили Турция, Египет и Саудовская Аравия.

«Даже несмотря на действие вывозных пошлин, поставки зерна из России за ее пределы по итогам 2021 года могут не снизиться, а если и уменьшатся, то ненамного. В пользу подобной версии говорит тот факт, что в мае погрузка зерна составила 11 млн т, в июне – 12,3 млн т», – комментирует промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Кроме того, рост внутренней погрузки сами участники перевозок связывают с введением механизма зернового демпфера, который предусматривает плавающие пошлины на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя и возврат полученных от них средств на субсидирование сельхозпроизводителей. Размер пошлин рассчитывается еженедельно на основе ценовых индикаторов, основанных на ценах экспортных контрактов, которые регистрируются на Московской бирже. Цена отсечения по пшенице составляет $200 за тонну, по кукурузе и ячменю – $185 за тонну. Размер пошлины составляет 70% от превышения этого показателя. С 7 июля экспортная пошлина на пшеницу снизилась до $41,2 за тонну против пошлины в $41,3 за тонну, которая действовала по 6 июля.

«Я вижу две связанные с плавающими экспортными пошлинами проблемы. Снизились доходы сельскохозяйственных предприятий (и они еще не получили ранее им обещанных субсидий в рамках действия зернового демпфера), участники рынка могут не поспевать за динамикой рыночной цены на зерно. В то же время они могут все-таки оказать сдерживающее влияние на цены на продовольственные товары (приготавливаемые на основе зерна), не допустив их существенного подъема. В любом случае лишь спустя несколько месяцев можно будет точно оценить их практическую пользу», – комментирует Л. Хазанов.

Как отмечает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут, сельхозпроизводители в июне недополучили порядка $90 млн, которые ушли в уплату пошлины. «Потому что ни экспортеры, ни перевозчики, ни портовики цены на свои услуги не снизили, что вполне объективно. А за все последующие звенья в цепи поставок расплатилось первое звено – сельхозпроизводители», – говорит он.

В 2020/2021 сельхозгоду Минсельхоз России оценивает экспорт зерна в 48 млн т.

Если говорить о проблемах на рынке перевозок зерна, некоторые участники опроса в рамках исследования «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте» отмечают нехватку зерновозов.

Начальник отдела коммерческих перевозок ООО «Балтсервис» Олег Нецветаев говорит о том, что с введением пошлин предприятия стали везти больше внутри страны.

Наличие старых вагонов или с истекающим сроком службы, которые нуждаются в замене (хотя формально имеется профицит грузового подвижного состава), также отмечает Л. Хазанов в разговоре о проблемах, связанных с транспортировкой зерна по сети РЖД.

«Также железнодорожные перевозки вынуждены конкурировать с автомобильными, поскольку те выгодны мелким сельхозпроизводителям, зачастую не имеющих собственных железнодорожных путей (везти же зерно до какой-то станции и там перегружать в вагоны может быть весьма накладно)», – резюмирует эксперт.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions