+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.04.2022 09:53:38
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Запчасти преткновения: как выжить вагоностроению в условиях санкций?

Перспективы развития отрасли рассмотрены на круглом столе «Запчасти преткновения: технологические риски российских производителей грузовых вагонов и ремонтников в связи с вводимыми санкциями», который был организован РЖД-Партнером на выставке TransRussia 2022.
Санкции зашли со стороны

Как отмечали участники дискуссии, в целом отечественное вагоностроение оказалось в гораздо меньшей степени зависимым от импорта, чем другие сегменты транспортного машиностроения. «Санкции затронули отрасль не напрямую, косвенно и по определенным позициям», – констатирует руководитель департамента стратегического развития и маркетинга «РМ Рейл» Георгий Зобов.

В 2020 году в России произведено 56,6 тыс. вагонов, в 2021-м – на 11,6% больше, или 63,2 тыс. Сколько построят подвижного состава в этом году, прогнозировать крайне сложно. В первую очередь из-за неопределенной ситуации, как будет развиваться погрузка на железнодорожном транспорте.

«Отрасль в целом инертная, она следит за результатами работы сети. Если будет снижение перевозок, соответственно, будет не только снижаться спрос на ремонт подвижного состава, но и на новый парк», – говорит Г. Зобов.

Сокращение грузовой базы – основной риск для вагоностроителей. В частности, прекращение работы с контейнерами портов Северо-Запада и нехватка «ящиков» могут привести к низкой востребованности фитинговых платформ. И еще неизвестно, насколько рост перевозок в адрес портов Дальнего Востока сможет отыграть эти потери.
Кроме того, расширяется санкционная практика. Пока что Евросоюз ввел запрет на импорт стали из России, но аналогичная мера сейчас рассматривается по углю и нефти.
По различным оценкам игроков рынка и аналитических компаний, по итогам 2022 года на сети возможно снижение объемов погрузки от 2 до 10%. Более-менее понятная картина будет видна в августе-сентябре, предполагает Г. Зобов.

Ахиллесова пята вагоностроения

Если разложить вагон на узлы, то по большинству комплектующих Россия обеспечивает себя сама. Это касается крупного вагонного литья, цельнокатаных дисков (их изготавливает и Казахстан), осей колесных пар, сборных деталей тележки и пр. Проблемным элементом является буксовый узел, точнее, его компонент – конический (кассетный) подшипник. Его выпуском в РФ занимаются три совместных предприятия с иностранным участием, правда, уровень локализации не превышает 40%.
Исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семенов сообщил, что в течение ближайших пяти лет ежегодная потребность производителей и ремонтников подвижного состава в конических подшипниках оценивается в среднем в 350–400 тыс. ед.

В основном подшипники кассетного типа применяются при строительстве инновационных вагонов с осевой нагрузкой 25 тс, хотя встречаются они и у типового подвижного состава. В 2021 году было выпущено 24,6 тыс. инновационных вагонов – это 40% от общего объема производства.

Ведущим производителем такого парка является ОВК, приступившая к деятельности в 2012-м. С этого года вагоны, произведенные компанией, будут активно заходить на ремонт. Если не будет необходимых комплектующих, то ежегодно придется отставлять порядка 30 тыс. вагонов, уточнил Г. Зобов.

В настоящее время предлагается ряд решений проблемы. В частности, проинформировал директор по развитию СОЖТ Дмитрий Шпади, профинансировано дополнительное исследование о продлении срока эксплуатации колесных пар, укомплектованных кассетными подшипниками, до 10 лет, или до 1 млн км пробега. Как известно, межремонтный срок службы такого подшипника пока составляет 8 лет, или 800 тыс. км пробега. Экспертное заключение должен дать ВНИИЖТ.

Риск развития дефицита кассетных подшипников формирует угрозу для 55–71% спроса на грузовые вагоны 25 тс, отмечается в аналитических данных «РМ Рейл». Однако объем производства сегодня зависит и от финансовых возможностей операторских компаний. По словам Г. Зобова, операторы не готовы брать при нынешней ставке ЦБ подвижной состав в лизинг под 19%.

Кстати, в марте СОЖТ направлял предложения в правительство РФ (копия есть в распоряжении РЖД-Партнера) о поддержке отрасли в условиях международных санкций. В частности, в обращении отмечалось, что операторский рынок подвижного состава является весьма зависимым от уровня процентной ставки. Резкое ее повышение может привести к серьезным последствиям для российского бизнеса и подорвать финансовую и ценовую стабильность в стране.

Во избежание рисков неплатежеспособности и банкротств компаний в качестве меры господдержки предлагалось рассмотреть возможность установления предельного порога ключевой ставки на уровне 9,5% для действующих кредитов.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions