+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.07.2022 09:49:40
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Задачи по оптимизации логистики удобрений в России аналогичны концу 1990-х

Такое мнение высказал на конференции «Рынок транспортных услуг в условиях санкций» заместитель генерального директора по логистике АО «МХК «ЕвроХим» Денис Илатовский.
В 2021 году Россия экспортировала через порты 27 млн т удобрений, в том числе через терминалы стран Прибалтики (Силламяэ, Клайпеда, Вентспилс) – 7,7 млн т. Вследствие внешнеполитических факторов и трансформации международной логистики в этом году 15–20 млн т будут перераспределяться между портами. В том числе примерно 12 млн т удобрений «Беларуськалия», еще раньше попавшего под санкции, будут переваливаться через порты России. Вопрос в том, насколько оптимальными будут транспортные решения и баланс объемов экспорта различных удобрений.

Очевидно, что такого объема, который направлялся через прибалтийские порты, в 2022 году уже не будет, хотя в I квартале часть груза еще шла по данному направлению на экспорт. Перенаправить поток на российские терминалы Северо-Запада возможно. В частности, в Усть-Луге не так давно был построен современный комплекс по перевалке минеральных удобрений (оператором выступает компания «Ультрамар»). Что касается универсальных портов, то работать они могут с определенными видами продукции, отгружаемой в биг-бегах и контейнерах. Фактически терминал для перевалки агрохимикатов, располагающий соответствующими складами, перегрузочным оборудованием, – это целый химический комплекс.

В других бассейнах также имеется потенциал роста для специализированных портовых мощностей. Например, на Дальнем Востоке есть лишь один такой порт (Восточно-Уральский терминал), но он много лет занимается отгрузкой угля.

Почему российские удобрения в серьезном объеме экспортировались через Прибалтику? Потому что исторически создавать портовые мощности там было легче, экологические нормы были гораздо проще. В России действовали жесткие правила. С 2015 года Водным кодексом запрещалось хранить удобрения ближе 500 м от моря. Это требование привело к тому, что строительство новых или модернизация действовавших мощностей по перевалке было заморожено. Только в конце 2020 года ограничение сняли на законодательном уровне. В настоящий момент в стране проводится реализация нескольких проектов, это в том числе и терминал «Еврохима» в Усть-Луге.

На создание таких комплексов нужно время, а вопрос с экспортом стоит сейчас. Здесь достаточно важной представляется роль государства, которое должно гибко реагировать на текущую ситуацию. Например, в ноябре 2021 года для отправки экспортных удобрений был закрыт ряд пунктов пропуска, в частности, в портах Темрюк, Кавказ. Необходимо срочно возобновить их работу. С точки зрения оптимальной логистики мы сегодня оказались в 1990-х, когда нет устоявшихся оптимальных каналов поставок. Поэтому если есть ограничения, их нужно максимально снимать.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions