+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.03.2021 15:56:53
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Взаимодействие, разработка и прозрачность, или Как найти цифровой баланс на сети

Пандемия подгоняет все отрасли экономики к совершенствованию и одновременному ускорению сотрудничества. Одним из эффективных инструментов в транспортной отрасли в 2020-м стала цифровизация. В то же время прошлый год проверил на прочность новые электронные технологии и сервисы, внедряемые на сети РЖД, и выявил необходимость более тесного взаимодействие между всеми участниками перевозочного процесса.
Времени для остановки нет

28 октября 2019-го совет директоров РЖД утвердил cтратегию цифровой трансформации компании до 2025 года, определяющую концептуальные основы и принципы трансформации холдинга в условиях цифровой экономики. Документ задает приоритетные направления цифровизации, включая вопросы импортозамещения в области IТ, а также перечисляет необходимые для таких изменений ресурсы и технологии. По заверению руководства компании, ни один из проектов, входящих в стратегию цифровой трансформации ОАО «РЖД», не был остановлен в 2020-м.

Пандемия стала спусковым механизмом глобальных процессов. Как отмечает заместитель генерального директора по коммерческой деятельности АО «Компания ТрансТелеКом» Алексей Ноздрин, в 2020 году был реализован проект по созданию интегрированных постов автоматизированного приема и диагностики подвижного состава на пяти сортировочных станциях сети РЖД. Этот проект уже сейчас позволяет в режиме реального времени диагностировать около 50 видов коммерческих и технических неисправностей вагонов в автоматическом режиме.

В то же время в целом в 2020 году произошло замедление темпов цифрового взаимодействия российского перевозчика с иностранными партнерами, говорит главный конструктор ООО «ИнтэлЛекс» Николай Бузурнюк. Вместе с тем цифровые технологии – это одно из немногих направлений в деятельности компаний, которое в ближайшее время не претерпит сокращений.

Сейчас ОАО «РЖД» работает над созданием и запуском на рынок собственной CRM-системы, главный элемент которой – это единый электронный каталог услуг компании. По сообщению заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексея Шило, сегодня работа по этому продукту уже вышла на этап опытной эксплуатации.

По словам заместителя главного инженера ЦФТО ОАО «РЖД» Юрия Суродина, оцифрован весь комплекс перевозочных документов. Но проблемой остается отсутствие возможности быстрого согласования товаросопроводительных документов, а также игнорирование китайскими железными дорогами общих планов и темпов по цифровизации.

Вовлеченность в прозрачность

Во-первых, важным аспектом информационного взаимодействия ОАО «РЖД» является прозрачность, доступность и достоверность информации. В этой части необходимо отметить развитие сервисов информационных услуг – открытие и фактически бесплатное предоставление участникам перевозочного процесса информации, касающейся движения вагонов и грузов, характеристик подвижного состава, а также появление различного рода сопровождающих информационных услуг.

Другим немаловажным аспектом является вовлеченность клиентов – грузоотправителей и грузополучателей – в информационные технологии, связанные с перевозками. Надо отметить, что 80% грузоотправителей ОАО «РЖД» взаимодействуют с компанией в электронном виде. И только 20% грузополучателей. Последние менее вовлечены во взаимодействие с перевозчиком, так как оно сведено к минимуму по сравнению с грузоотправителем.

Тем не менее грузополучателей необходимо вовлекать в электронный документооборот для полноты цифровых технологий и непрерывного железнодорожного цикла, связанного с погрузкой, выгрузкой и движением. Именно сектор грузополучателей станет важным элементом расширения цифрового взаимодействия в 2021 году, отмечают участники рынка.

Если говорить о взаимоотношениях с клиентами, то дополнительным каналом стал личный кабинет клиента ОАО «РЖД», размещенный на сайте компании. Он позволяет взаимодействовать с железной дорогой в еще более простом формате, чем в ЭТРАН. Это также увеличивает долю клиентов, взаимодействующих с железной дорогой в цифровом виде, говорит Н. Бузурнюк.

IT-сервисы и большие данные, которые есть у ОАО «РЖД», являются основой расчета экономики и справедливого ценообразования для различного рода клиентов компании. Речь идет не только о грузовладельцах, но и о владельцах инфраструктуры, операторах подвижного состава и терминалов, организаторах и владельцах таких технологий, как перевозка по расписанию контейнерных поездов, перевозка грузовым экспрессом и т. д.

Во-вторых, обсуждается разработка интеллектуальной системы управления перевозочным процессом – составной части глобальной киберфизической транспортной системы. ИСУ ПП должна обеспечивать автоматизированный поиск и принятие к реализации максимально эффективных сценариев управления перевозками, выгодных всем участникам рынка железнодорожных грузовых перевозок и государству в целом, с целью обеспечения потребных объемов перевозок с определенным уровнем качества, эффективного использования инфраструктуры и подвижного состава, повышения надежности и эффективности транспортного процесса во взаимодействии с другими видами транспорта, отмечает заместитель председателя объединенного ученого совета ОАО «РЖД», профессор Александр Осьминин.

Он также останавливается на динамической модели загрузки инфраструктуры ОАО «РЖД», которая была создана и внедрена в промышленную эксплуатацию в этом году. «В нашем понимании эта модель может являться основой создания интеллектуального рабочего места, на котором будет определяться и формироваться план перевозок грузов, причем в тесной взаимосвязи с клиентами с учетом загрузки инфраструктуры», – комментирует эксперт.

Электронная возможность

Электронная торговая площадка «Грузовые перевозки», разработанная компанией в рамках программы «Цифровая железная дорога», была запущена в 2017-м. По данным на конец прошлого года, к ЭТП ГП уже подключены более 80 компаний. Клиентская база превышает 5,4 тыс. пользователей. И в течение всего прошлого года отмечался рост интереса к сервисам цифровой платформы со стороны потенциальных клиентов-грузоотправителей.

Весной у клиентов ОАО «РЖД» появилась возможность заказа перевозки транзитных грузов и лесоматериалов, а также выбора поставщика конкретной услуги уже на этапе оформления заявки, до оплаты. В начале осени из Китая в Европу впервые был отправлен контейнерный поезд с использованием цифровых технологий ЭТП ГП. В частности, поезд, включающий в себя 41 сорокафутовый контейнер с товарами народного потребления, проследовал из города Сиань на терминал Будапешт БИЛК (BILK). А в декабре на ЭТП ГП была запущена возможность заказа перевозки импорта в контейнерном поезде в режиме онлайн. Площадка дополнена цифровым сервисом «Перевозка импорта».

Важным моментом является осуществление договорных отношений в части оплаты транзитных перевозок, таможенного декларирования, перевозки санкционных грузов. Такие сервисы ЭТП либо уже продает, либо будет продавать в ближайшее время.

Участники рынка отмечают, что при цифровизации крайне важно создание эффективных связей по взаимодействию участников перевозочного процесса – и с РЖД, и друг с другом, и между ремонтными организациями (не только в части обмена документами, но и в части согласования всех своих действий, в том числе на промежуточных этапах).

Необходимо улучшить технологию взаимодействия между оператором и перевозчиком. Задача РЖД – ускорить взаимодействие между ними и грузоотправителями, между ними и операторами.

Полную версию материала читайте в № 5–6 журнала РЖД-Партнер

Добавим, что все эти тенденции и проблемы развития обсудят на конференции «Цифровизация транспортной отрасли: достижения, эффективность, перспективы», которую традиционно организует РЖД-Партнер. В этом году она состоится 30 марта.

Участниками мероприятия станут представители органов государственной власти, общественных организаций, крупнейших российских промышленных и транспортных предприятий – участников рынка грузоперевозок, а также отраслевые эксперты.

В рамках конференции, помимо пленарной дискуссии, посвященной анализу и оценке цифровых сервисов, используемых на рынке грузовых перевозок, в том числе железнодорожных, пройдет сессия, посвященная взаимодействию информационных систем, применяемых на различных видах транспорта, а также экспертный диалог по вопросам надежности как самих информационных сервисов, так и их использования для обеспечения безопасности перевозок.

Зарегистрироваться на конференцию можно по ссылке
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions