+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.11.2019 15:20:45
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Вагонов много, но получить их удается не всегда

По итогам III квартала оценка респондентами наличия вагонов нужного типа в необходимом количестве в рамках исследования «Индекс качества», проводимого журналом РЖД-Партнер, составила 68 балловпо 100-балльной шкале, увеличившись по сравнению с предыдущим периодом на 2 пункта.
За последнее время грузоотправители успели привыкнуть к достаточному количеству требуемого подвижного состава, что, в частности, демонстрируют и данные за последние четыре квартала. Так, если в III квартале 2018 года (ставшем самым провальным в истории Индекса начиная с 2016 г.) общий результат обрушился до 49 баллов, то в следующих кварталах он увеличивался достаточно активными темпами: 56, 60, 66 баллов соответственно, пока не добрался до нынешних 68 баллов.

Сейчас большинство респондентов отмечают профицит парка, добавляя, что столько вагонов уже не нужно. Кроме того, во времена дефицита многие операторы, как и сами промышленные предприятия, обновили и нарастили собственный вагонный парк. «Вагонов хватает, вопросов к рынку нет. Свои полувагоны у нас тоже есть, в небольшом количестве, купили их на пике дефицита и с ними все в порядке, они у меня стоят на кольцевом маршруте», – говорит представитель строительного сектора. Правда, теперь, когда подвижной состав появился почти у всех, его стало некуда девать, отмечают респонденты.

Впрочем кто-то считает, что в целом лучше не стало, это только кажется, что на сети есть вагоны нужного типа в необходимом количестве. На самом деле они распределены по сети так, что до них не добраться. Либо же оператор не желает отвлекаться на попутную загрузку. Так, представители щебеночных карьеров продолжают жаловаться на Федеральную грузовую компанию (ФГК), которая, по словам респондентов, как не собиралась разворачиваться к рынку лицом, так и не разворачивается, живет сама по себе и не реагирует ни на что.

Между тем на инфраструктуре Октябрьской дороги скапливается достаточно много порожних вагонов ФГК, которые могли бы забирать строительные грузы, но на практике этого не происходит. «Сами сотрудники Октябрьской железной дороги говорят, что дорога забита порожними вагонами ФГК, но вывозят в них только щебень для ремонта путей РЖД, а в коммерческом рынке перевозок стройгрузов они не участвуют. Почему так происходит?» – удивляется отправитель.

Ситуация с попутной загрузкой щебнем порожних вагонов из-под угля остается на прежнем уровне: операторам это невыгодно, и они практически этого не делают. «В ФГК отвечают, что не могут отвлекаться на попутную загрузку, но на практике отвлечься надо всего раз – для того, чтобы наладить схему, если можно так сказать, большой петли или большого кольца, а потом действовать уже по накатанному», – говорит респондент. Такой вариант мог бы успешно работать, и именно на западном направлении. На восточном так уже не получится, с Дальнего Востока порожняк идет в Кузбасс и попутно действительно нечего прихватить.

Впрочем, само по себе наличие свободного парка ничего не означает, прежде всего вагоны должны ехать. А вот с этим как раз и не всегда благополучно. «Их движение отвратительное. Например, у меня заадресована большая группа вагонов, которые идут под погрузку на станцию Лесосибирск, – рассказывает грузовладелец. – Так вот, вагоны не могут проехать из-за брошенных поездов. Груз едет на Дальневосточную дорогу от станции Рыбники, вагоны бросаются и поезда стоят».

Однако такое происходило в III квартале не на всех дорогах, а в основном на полигоне от Запсиба до Дальнего Востока. При этом в целом на сети обстановка была удовлетворительной. Один из представителей лесного сегмента с удовольствием отметил улучшения на Октябрьской дороге: «В прошлом квартале у нас по этому критерию стояла очень низкая оценка, потому что поезда на ОЖД массово бросались и ситуация была критической. В III квартале стало лучше: за последние 2 месяца у нас ни одного вагона не попало в брошенные поезда на Северо-Западе». Правда, по его мнению, это произошло не потому, что добавилась новая инфраструктура и локомотивы, а потому, что на сети стало посвободнее из-за снижения объемов перевозок в целом.

Однако, несмотря на то, что отправители отмечают возросшее количество предложений о сотрудничестве от операторов, профицит ощущают не все, так как вагонов, подходящих под погрузку, не так много, значительная их часть выбраковывается. Либо же вагоны подводят несвоевременно или не в том количестве.

«С полувагонами проблем нет, а вот фитиновые платформы не всегда удается получить в срок, – добавляет отправитель металлургических грузов. – Скорее, речь здесь идет не о том, что вагонов не хватает, просто не всегда подходят под погрузку в тот момент, когда хотелось бы. На припортовой станции рядом с портом Новороссийск с этим легче, там порожняка хватает. А у нас на комбинате этот процесс идет несколько помедленнее».

Были в III квартале и такие грузовладельцы, которым не хватало определенного вида подвижного состава, в частности специализированного.

Кстати, как опасаются некоторые отправители, несмотря на относительно благополучную ситуацию с наличием вагонов, все может измениться: «Сейчас на сети один вид подвижного состава, который можно продлевать без запрета, – это платформы. Если с ними произойдет что-то подобное, как с другими видами подвижного состава, ситуация резко изменится. А такие сигналы поступают, да и в целом мы уже понимаем, что если какой-то сегмент еще не зарегулирован, то его скоро зарегулируют. Вагоностроительные заводы в свое время пролоббировали запрет на продление срока службы для полувагонов, а потом и для других видов подвижного состава, так они доберутся и до платформ. Это самое простое решение, и обосновать его можно, как обычно, безопасностью. Кейс опробованный».

Как будет складываться дальнейшая ситуация с наличием вагонного парка на сети, мы планируем обсудить в ходе предстоящей XVII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», организатором которой традиционно выступает журнал РЖД-Партнер.

Подробности по ссылке.

Индекс качества – ежеквартальное исследование журнала РЖД-Партнер по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом.

По результатам анкетирования проводится расчет Индекса общего уровня удовлетворенности качеством услуг на основе среднего арифметического (простого). Данным индексом обобщаются мнения респондентов по критериям, относящимся к качеству сервиса, оказываемого клиентам железнодорожного транспорта.

В исследовании принимают участие 100 респондентов. Сбор данных выполняется в форме анкетирования и интервьюирования.

В рамках проведения исследования сформирована экспертная группа, задачей которой является анализ прозвучавших мнений и наблюдаемых тенденций.

Ознакомиться с сокращенной версией исследования можно здесь.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions