+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.09.2020 10:12:14
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

В РЖД внедряют предиктивную аналитику и моделируют риски

В рамках дискуссии, которую провел журнал РЖД-Партнер на тему безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, присутствовавшие в зале смогли лучше понять стратегию перевозчика в этой сфере. Как известно, риски неизбежны. Вопрос в том, насколько их удается минимизировать.
По данным Госжелдорнадзора, в 2020 году выросли риски, связанные с изломами рельса, несоблюдением правил текущего ремонта пути, выполнения маневровой работы и содержания устройств СЦБ.

При этом существенно снизились риски, возникающие из-за нарушений правил ремонта подвижного состава и изломов деталей тележки вагонов. Данные анализа свидетельствуют о том, что с появлением частных депо качество вагоноремонта улучшилось, а собственники стали эффективнее управлять рисками, возникающими при использовании подвижного состава.

В ОАО «РЖД», в свою очередь, основные причины нарушений безопасности движения в 2020 году видят в допуске на сеть подвижного состава со сниженным уровнем надежности. Об этом на пленарном заседании X Международного форума «Безопасность на транспорте» рассказал заместитель генерального директора – начальник департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин.

По его словам, уже потом следует назвать человеческий фактор и нарушения в инфраструктуре. «Для обеспечения безопасности на транспорте РЖД выделили 100 млрд руб.», – сообщил Ш. Шайдуллин.

Как сделать железнодорожные перевозки безопасными

На эту тему и состоялся разговор в рамках рабочей сессии, которую модерировал главный редактор журнала РЖД-Партнер Александр Ретюнин.

Согласно дорожной карте, которую реализуют в ОАО «РЖД», на первое место поставлены именно те направления деятельности, которые связаны с повышением надежности перевозок на инфраструктуре. Поэтому, наверное, не случайно значительная часть времени была уделена этим вопросам.

Прежде всего – об укладке пути, конструкция которого имеет повышенный ресурс, 2,5 млрд т брутто, рассказал первый заместитель начальника департамента технической политики ОАО «РЖД» Дмитрий Кореньков.

На участках со сложным профилем и интенсивным движением поездов используют рельсы повышенной износостойкости и выносливости к нагрузкам.

Эффективным решением считается установка упругих подкладочных скреплений из современных полимерных композиций, смягчающих давление на рельсы, и шпал с увеличенной площадью опоры, что обеспечивает более равномерное распределение нагрузки на балласт.

Подобные решения продлевают безремонтный срок эксплуатации путевого хозяйства, снижают риски аварийности и затраты на ремонты пути.

Как расшить узкие места на инфраструктуре?

Для внедрения новых решений в ОАО «РЖД» совершенствуют нормативную базу, которая привязана к старым технологиям. По мере того, как в рамках регуляторной гильотины в Минтрансе отменяют устаревшие акты МПС, у холдинга появляется возможность дополнять выпущенные Минтрансом документы своими локальными нормативными актами. Скажем, в 2019 году таких актов разработали 418, а в плане на 2020 год – их 414.

В целом, как выяснилось, 67% из 370 видов работ, предусмотренных планом НТР, так или иначе связаны с тематикой повышения надежности эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава. Среди них – создание систем автоматизированного мониторинга и диагностики состояния инфраструктуры, что должно повысить качество и достоверность оценки состояния пути.

На сети развивают сеть интегрированных постов автоматизированного приема и диагностики подвижного состава. Их работа позволяет сократить время на осмотр вагонов на 30%.

Предполагается внедрить на инфраструктуре ряд мер для снижения количества внезапных отказов вагонов. Они выходят за рамки контроля состояния подвижного состава. Предусмотрено дополнить его предупредительным обслуживанием и ремонтом.

Моделирование – как диагноз

На станциях, приближенных к массовым погрузочно-разгрузочным операциям, и грузонапряженных участках внедряют элементы предиктивной аналитики, которая тесно связана с развитием риск-ориентированного подхода к системе управления безопасности. О необходимости такого подхода было заявлено в 2010 году. С тех пор проект прошел от стадии обеспечения системы сбора информации для выявления рисков до этапа их моделирования.

Этот этап начали в 2020-м и планируют завершить в 2021 году. Моделирование повышает точность прогнозирования вероятности аварий, сходов поездов и крушений. Однако, как выясняется на практике, мало уметь поставить диагноз больному, ему еще требуется прописать лечение и добиться выполнения пациентом назначенных врачом процедур.

В качестве свежего примера на указанную тему можно привести сход грузовых поездов на ст. Купчинская. Аналитика ревизоров в конце прошлого года указала на некоторые недоработки в локомотивном депо. Но персонал не стал особо вникать в суть сделанных выводов о рисках. И в текущем году авария все-таки произошла.

Другой пример – обрушение моста под Мурманском. «Здесь есть вопросы, которые пока нельзя публично озвучить», – отметила начальник отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Северо-Западной транспортной прокуратуры Ирина Смирнова. Однако уже не секрет, что при реконструкции и содержании моста были допущены нарушения.

Неисправности, которые необходимо устранить

В своем выступлении И. Смирнова обратила внимание на то, что в ряде случаев причиной схода вагонов на железных дорогах становятся именно неисправности инфраструктуры. Среди них такие, как нарушение сроков содержания пути, неисправность устройств ЖАТ, нарушения в работе объектов инфраструктуры, слабый контроль за путевым хозяйством.

Прокуратурой были отмечены случаи внесения линейным персоналом недостоверных данных в информационные системы ОАО «РЖД», чтобы скрыть недостатки. Это уже само по себе дает пищу для размышлений.

В дискуссии также приняли участие представители других служб ОАО «РЖД», рассказав о тех задачах, которые они решают для обеспечения безопасности при перевозках.

По поводу путей совершенствования работы железнодорожных переездов, выявления оборота контрафактных деталей и снижения рисков аварий из-за неисправности вагонов. В качестве примера был приведен опыт перевозчика, который содержит парк для собственных нужд.

Это показывает, насколько содержательным получается диалог, если он проходит в деловом и конструктивном ключе. Ведь в конечном итоге все участники процесса перевозок, включая надзорные органы, заинтересованы в том, чтобы железнодорожная сеть работала надежно и безопасно.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions