+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.09.2020 10:24:09
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

В рамках дискуссионного клуба РЖД-Партнера прошла сессия Экология vs инфраструктура БАМа и Транссиба: как ускорить и не навредить

В четверг, 3 сентября, РЖД-Партнер провел очередное мероприятие дискуссионного клуба «Открытый разговор» – «Экология vs инфраструктура БАМа и Транссиба: как ускорить и не навредить».

Участники дискуссии – чиновники, эксперты, ученые, экологи и представители общественных объединений и организаций – обсудили детали реализации и возможные последствия недавно принятого закона об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, поправки в который разрешают сплошную вырубку лесов для строительства БАМа и Транссиба, либерализуют государственную экологическую экспертизу.

Общественники на страже

После принятия законопроекта экологи и общественники не только выступили против поправок, но и потребовали организации и установления особой Байкальской эколого-экономической территории на всей Байкальской природной территории (БПТ) со льготными налоговыми условиями, в первую очередь для местного коренного населения и мелких предпринимателей. Кроме того, они открыто обращаются к власти с просьбой приведения в порядок и усиления законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся охраны озера.

Одним из главных вопросов на повестке стала необходимость общественного контроля над реализацией закона, а также открытость и информированность широкой общественности о ходе компенсационных работ.

Представители РЖД не смогли принять участие в заседании дискуссионного клуба. Но их позиция ясна и четко транслируется уже в течение месяца: всего будет вырублено от 8 до 10 га леса, из них 3 га на территории Бурятии, вырубленные деревья будут компенсированы, и, более того, РЖД продолжат строительство и модернизацию очистных сооружений, замену электротехнического оборудования на тяговых подстанциях с отказом от маслонаполненных трансформаторов и выключателей.

Следить за применением закона будут помогать камеры видеонаблюдения, экологическое просвещение граждан, консультации по природоохранной деятельности, реализация плана в рамках подписанных недавно меморандумов с Бурятией и Иркутской областью, система экологического мониторинга и контроля на объектах строительства и реконструкции магистралей, информационно-аналитическая платформа для сбора, обработки и анализа результатов экологического мониторинга и контроля, а также автоматические системы контроля выбросов, сбросов загрязняющих веществ. Для граждан откроется горячая линия по вопросам реализации мероприятий по охране окружающей среды в центральной экологической зоне БПТ, заверяют в монополии.

Несмотря на просьбы и предупреждения Всемирного фонда дикой природы (WWF) и «Гринпис», после принятия этого закона ряд экспертов высказывали мнение о том, что вероятность резкого осложнения экологической ситуации при запуске новой железнодорожной инфраструктуры БАМа минимальна.

Во время дискуссии один из авторов законопроекта, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству Владимир Афонский подчеркнул, что его принятие было объективной необходимостью. «Сейчас правительство РФ определяет и составляет перечень из 212 объектов, которые планируются к возведению в центральной экологической зоне. Этот список должен быть открытым и для общественных организаций, и для контролирующих органов. Без согласования с органами исполнительной власти ни одно решение приниматься не будет», – сказал депутат, подчеркнув, что будет осуществляться и общественный, и государственный контроль. Все соглашения, которые подписаны в этой части между РЖД и руководством Бурятии и Иркутской области, будут неукоснительно соблюдаться. Совместные усилия предполагают не только экономическое развитие, но и максимальную ликвидацию ущерба от ранее проведенных работ.

В. Афонский отметил, что законопроект является не коммерческим, а инфраструктурно-геополитическим. Это часть экологической стратегии государственной политики «Я уверен, что у нас все получится без ущерба для экологии региона. Байкал – это не только достояние тех, кто здесь живет, но и всей страны», – высказался депутат.

Активными противниками закона являются жители Бурятии. 30 августа общественники Улан-Удэ хотели провести пикет в защиту лесов в природоохранной зоне Байкала. Но мэрия не согласовала мероприятие.

В ходе дискуссии директор социально-экологического фонда «БайкалЭкоДействие» (Республика Бурятия) Светлана Иванова высказала целый ряд вопросов, адресованных РЖД. Один из них касается неясности в обосновании оценки планируемой вырубки на территории Бурятии 3 га, так как отсутствуют утвержденные проекты планировки территории. Ранее глава Бурятии Алексей Цыденов заявил, что на Байкале вырубят всего 3 га леса.

Во-вторых, общественный экологический контроль, который подразумевается в рамках меморандума, подписанного ОАО «РЖД» с двумя регионами, предполагает обязательное отражение в данной деятельности этих организаций общественного экологического контроля. Известные экологические организации такого в уставной деятельности не имеют. Соответственно все мероприятия, которые будут проходить в рамках этого экологического контроля, по сути, будут нелегитимны.

В то же время несмотря на акции протеста, петиции и видеообращения, в том числе от местных жителей двух регионов, некоторые утверждают, что леса вокруг озера Байкал ради строительства железнодорожных магистралей не уничтожаются. Так, председатель Общественного совета при администрации г. Северобайкальска (расположен на берегу Байкала. – Прим. авт.) Светлана Авдзевич напоминает о том, что железнодорожный путь был запроектирован и проложен в 1970-е гг. и сейчас с этих путей, по ее словам, убирается поросль. «Жители города оберегают Байкал и контролируют экологическую ситуацию. За строительством нужен контроль общественников. Но уничтожения лесов здесь нет – близко к Байкалу дорога не подходит. Новые пути не прокладываются», – подчеркивает она.

Оптимистично настроены насчет реализации закона и местные власти. Буквально сегодня, 4 сентября, группа специалистов Минприроды Бурятии совместно с общественными деятелями должна отправиться на место вырубки леса под строительство БАМа на севере республики.

Заместитель министра Марина Капустина заверила, что на сегодня пока не известны конкретные участки вырубки леса. Но отметила, что вырубать по урезу озера Байкал не будут. Также М. Капустина подчеркнула, что массовые сплошные рубки леса, из-за которых бьют тревогу в СМИ, производиться не будут, речь идет только о вырубке участков под инфраструктуру. Кроме того, руководство Восточно-Сибирской железной дороги заявило о планах высадить по пять деревьев взамен каждого вырубленного в рамках строительства БАМа. «Никаких коммерческих рубок не предусматривается и не предусматривалось», – резюмировала чиновница.

Удар экспертизой по экологии

Второй немаловажный вопрос, который явился предметом дискуссии и уже длительное время стал фокусом пристального внимания экологов и общественников, – отмена государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). Аргумент экологов и общественников за ГЭЭ – экологические риски, а также опасение по поводу неполной объективности. Аргумент чиновников за отмену ГЭЭ – сокращение прохождения экологической экспертизы и необходимость быстрого развития железнодорожной сети.

По мнению эксперта общественного совета Минприроды России Светланы Голубевой, отмена ГЭЭ ударит по всем особо охраняемым природным территориям РФ. «Вместе с отменой ГЭЭ мы отменяем и то время, которое мы тратили на то, чтобы дойти до нее. Речь идет о времени на инженерно-экологические изыскания, на проведение оценки воздействия на окружающую среду (с обсуждением с общественностью), на экологическую экспертизу, которая длится три месяца, не так долго по сравнению с запланированными объемами строительства. Мы не просто отменяем экологическую экспертизу, заменяя ее неким общественным, депутатским контролем, мы, по сути, вводим совершенно новую систему работы с колес. И в законе № 254 про это сказано напрямую: на сегодня местные органы власти меняют положение об особо охраняемых территориях и сокращают их без какой-либо компенсации. С намерениями по расширению и развитию железнодорожного сообщения в конкретной части страны все согласны. Но плата за это развитие состоит в том, что мы теряем все не только на Байкальской природной территории (БПТ), но и на территории всей РФ», – говорит она.

Общественный совет Минприроды России предлагает сторонам соглашения не отчитываться о создании тех или иных проектов по контролю за исполнением, а сначала обсуждать проект, давать на него рекомендации, принимать и только и потом начинать строить. «В противном случае все те соглашения о взаимной работе сторон – это только лозунги. К сожалению, они работать не будут!» – комментирует она.

Академик РАН по отделению нанотехнологий и информационных технологий Сибирского отделения РАН Игорь Бычков отметил, что законодательство РФ обеспечивает экологическую экспертизу для всех проектов, осуществляемых на БПТ. В официальных документах прописана не только сама экспертиза, но и ряд прочих процедур, помогающих в сохранении природы и экосистемы. «Но здесь надо признать, что некоторые результаты экологической экспертизы очень часто вызывают обоснованные сомнения у профессионалов несмотря на то, что проведены все процедуры самой экспертизы», – признает академик.

Крайне значимым в данном контексте И. Бычков считает общественное согласие. По мнению специалиста, очень важно, чтобы при решении таких сложных вопросов, касающихся развития Байкальской природной территории, и хозяйствующий субъект строительства, и представители регионов, и общественные палаты, и члены научного и экологического сообщества смогли найти общий язык и выстроить принципиально новый тип отношений.

О проблемах, вытекающих из отмены ГЭЭ, говорит и заведующий лабораторией геохимии и рудообразующих процессов Геологического института СО РАН, председатель комиссии по экологии, природным ресурсам и землепользованию Общественной палаты Республики Бурятия Евгений Кислов. Он также настаивает на ознакомлении общественности с ПСД во время общественных слушаний.

«Комиссия государственной экологической экспертизы, которая полностью независима, в 99% случаев проводится именно в Бурятии. А главная государственная экспертиза проходит в Красноярске, далеко от нас. Мы не можем это контролировать. Мы опасаемся, что во время разработки проектной документации лишимся контроля за тем, что предполагается делать», – высказывается он.

БАМ и Транссиб действительно нуждаются в реконструкции, и возможность перевода лесных земель в нелесные важна, однако он обращает внимание на невозможность сделать противопожарные разрывы на некоторых участках Байкала, но говорить о том, что экологическая экспертиза затягивает начало строительства, как он отмечает, неверно.

Объективная оценка

Заверить всех в обеспечении экологического контроля со стороны РЖД также попытался президент АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин, отметив, что для реконструкции магистралей не требуется массовой вырубки леса и очень много работ уже выполнено на магистралях.

Вместе с этим он обратил внимание на другую проблему – качество работы подрядчиков и то, как организована работа с ними. «Уроков из этих проблем никто не извлекает. Необходим контроль по всей цепочке до последнего исполнителя. Пока не будет установлено жесткой вертикали контроля, сроки постоянно будут сдвигаться вправо», – отмечает П. Иванкин.

Независимая экспертиза, по его мнению, обязательно должна быть в целях избежать спекуляций на данную тему. При этом он подчеркнул, что на местах руководство железных дорог более пристально следит за исполнением в части экологии.

Добавим, что 24 сентября РЖД-Партнер проводит транспортно-логистический форум «Грузовая панорама». Участники мероприятия обсудят актуальное состояние рынка грузовых перевозок (влияние пандемии на транспортную отрасль в 2020 г., необходимость тарифных мер стимулирования грузоотправителей и привлечения грузопотока на сеть РЖД, нехватку инфраструктуры, движение по Восточному полигону), грузовую палитру рынка грузоперевозок (нюансы транспортировки основных видов грузов и горячие вопросы по доступности инфраструктуры, скорости и срокам доставки грузов, обеспечению специализированным подвижным составом) и инновации в логистике (перспективы контейнеризации грузопотоков, достаточность инфраструктуры для контейнерных перевозок, развитие региональных контейнерных хабов). https://spec.rzd-partner.ru/page12968801.html
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions