+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.06.2021 14:22:24
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Уголь: страны-экспортеры бьются за ускользающие рынки сбыта

Крупные финансисты избавляются от угольных активов, в мире будущего этот актив может стать обременительным, заявили участники конференции «Argus Уголь России 2021. СНГ и глобальные рынки». Однако пока еще спрос на уголь есть, и он даже растет.
Россия планируют усилить позиции в Турции и Марокко

Российский уголь заместил уголь из США в Марокко. Как утверждают эксперты рынка, российский рынок имеет качественные преимущества. «Также стоит учитывать размеры партий. В Марокко идут спотовые партии по 40–60 тыс. т. Если учитывать логистику, то Россия в этом направлении вне конкуренции», – рассказывает Сергей Соколов, старший редактор Argus.

«Заместить поставщика угля в Турции пока не удалось. На пути российских экспортеров стоят действующие договоры турецких энергетиков с колумбийскими поставщиками. Более того, они поставляют уголь на судах с большим дедвейтом», – объясняет эксперт.

Однако от намерений заместить колумбийский уголь российским бизнесмены из России не готовы отказываться. «У России появилась серьезная логистическое преимущества. РФ сейчас может отгружать в Турцию уголь контейнеровозами Panamax вместимостью 5000 TEU и Capesize-балкериеров с грузоподъемностью свыше 3240 TEU (150 тыс. т дедвейта) c Таманского терминала навалочных грузов», – продолжает С. Соколов.

Терминал ТТНГ – оптимальный порт для отгрузки больших судовых партий в адрес турецких потребителей, подчеркивают эксперты. Его конкурентное преимущество не только в географическом положении, но и в глубине причалов. «Порт позволяет сокращать расходы на фрахт, и российские экспортеры могут реализовывать уголь на конкурентным ценам конечным потребителям», – резюмирует С. Соколов.

В сентябре прошлого года Союз работников угольной промышленности Колумбии объявил забастовку. До сих пор, со слов эксперта, из четырех угольных шахт работают лишь две. По прогнозу IHS Markit, Турция наращивает потребление энергетических и металлургических углей – в 2021 году предполагается прирост потребления энергетического угля на 10% в сравнении с 2020-го, к 2025 году потребление превысит текущий уровень на 22%.

Конкурентные войны

Экспортные возможности России сдерживают инфраструктурные ограничения, а именно – высокие затраты на логистику и транспортные издержки. Чтобы обойти их, РФ повышает качество экспортного угля. «За счет повышения качества возможно завоевать рынок», – рассказывает Александр Стулишенко, коммерческий директор компании «Эльгауголь».

Главный конкурент российского угля – уголь из Австралии. Эксперты отмечают, что происходящее на рынке АТР показывает конкурентную силу австралийского угля:.
«У Австралии, кроме возможности поставлять уголь высокого качества, есть возможность снижать на него цену за счет низких транспортных издержек. Давая скидки, они завоевали весь мир. Мы видели это, например, во Вьетнаме. Действительно, Австралия хорошо выходит из ситуации с Китаем, страна перенаправила угольные потоки из Китая в другие регионы. Даже добралась до Индии», – продолжает коммерческий директор компании «Эльгауголь»

До 2020 года Австралия была крупнейшим поставщиком коксующегося угля на китайский рынок. Но сейчас в Китае действует запрет на поставки австралийского угля. Опустевшую нишу пытается занять Россия, она уже нарастила угольные поставки в страны АТР. Однако, как заявляют эксперты, сейчас Китай стал самым дорогим рынком сбыта и, значит, на этот рынок стремятся многие игроки. «Рынок разделен на две составляющих. За пределами Китая на рынках образовался профицит продукта и цены ушли ниже $100. А на рынке Китая возник дефицит премиального низколетящего сырья, и цены здесь достигли уровня в $220. Фактор усиленных проверок поднял цены до $275. И, конечно, в условиях такой разницы цены произошла переориентация потоков. Экспорт в Китай теперь наращивают поставщики нее только из России, но и США и Канады», – отмечает Евгений Грачев, руководитель службы маркетинга «Колмар».

При этом в самой Австралии производство угля уже не приносит столь значимую прибыль. Однако сократить издержки и снизить объемы экспорта Австралия не может из-за существующих договоров с портами и железной дорогой: «Столь затяжной характер этой ситуации (она идет с 2020 г.) может привести к негативным финансовым результатам тех игроков рынка, которые не являются глобальными австралийскими компаниями, имеют возможности компенсировать убытки за счет других сырьевых товаров и не имеют в структуре производства большой доли премиального угля, который окупается при столь низких ценах», – отмечает Евгений Грачев.

Эксперт подчеркивает, что премиальное сырье обеспечивает более высокую маржинальность.

Мировые финансисты больше не верят в уголь

В январе 2020 года Ларри Финг написал клиентам BlackRock письмо, в котором он сообщил о планах по продаже активов, где доля энергетического угля больше 25%. Эксперты заявляют, что это письмо стало триггером для всего мирового финансового сообщества. Угольные активы теперь активно распродают.

«Почему мы говорим о солидарности глобального финансового сектора? Потому что все финансовые компании стремятся выйти первыми из проблемных активов. Обязательства топ-менеджмента по защите капитала от убытков», – отмечает Мария Красникова, главный отраслевой риск-менеджер Сбербанка

О планах по прекращению финансирования угольной промышленности уже к 2024 году заявил и австралийский банк Macquarie – это один и крупнейших банков всего мира. Участники рынка все больше инвестируют в зеленую энергетику.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions