+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.09.2022 15:51:53
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Туманные перспективы латвийского транзита

Несмотря на геополитическую ситуацию, год для латвийских транспортников, с одной стороны, начался неплохо. За январь – июнь объем перевалки грузов в латвийских портах увеличился на 15,3%, до 23,58 млн т, перевезенных товаров по железной дороге стало больше на 17,6% – 12,2 млн т. С другой стороны, прирост стал возможен не из-за увеличения грузопотоков, а на фоне резкого проседания оборотов транзитно-транспортной отрасли в 2019 и 2020 гг. Более-менее хорошо чувствуют себя стивидоры, занимающиеся обработкой лесных и контейнерных грузов, угля. Все остальные вынуждены менять профиль, искать новые возможности на рынке, который в настоящий момент претерпевает глубинные изменения.
Среди заметных тенденций в отрасли в Латвии можно выделить уменьшение грузопотоков из России и Белоруссии. В свою очередь, объемы из Казахстана выросли за полугодие в 72 раза. Если за 6 месяцев прошлого года перевезли 34 тыс. т азиатских грузов, то в этот период «дочка» латвийской железнодорожной компании Latvijas dzelzcels – LDz Cargo – перевезла 2,46 млн т грузов из Казахстана.

На рост тоннажа в портах и на железной дороге повлияли два фактора. В марте фиксировался очень большой прирост грузов, потому что компании стремились вывезти грузы из России после 24 февраля, опасаясь, что они могут застрять в РФ или попасть под санкции. И еще одна причина скачка – увеличение спроса на уголь в Европе в связи с ростом цен на энергоресурсы. Отсюда – активизация канала по вывозу казахстанского угля. По неофициальной информации, Казахстан в феврале перенаправил также ряд транзитных маршрутов из портов России в латвийские порты.

И все же грузопотоки в латвийском коридоре продолжают уменьшаться, и количество переваливаемых грузов вряд ли будет расти. В июне объем переваленных грузов в портах Латвии уже сократился на 6%, до 3,4 млн т. Это на 228,8 тыс. т меньше по сравнению с оборотом мая этого года.

По данным Министерства сообщений страны, влияние санкций в июне сказалось на снижении потоков нефтепродуктовых и химических грузов. Обработка наливных за январь – июнь 2022 года по отношению к январю – июню 2021-го упала на 16%, до 3,8 млн т. Но в портах подросли объемы контейнеризированных грузов – на 16,6%, до 2,4 млн т, накатные также увеличились на 17,5%, до 1,9 млн т. Как видим, латвийские компании по обработке контейнеров чувствуют себя неплохо. Несмотря на то, что в период пандемии нарушились логистические цепочки и сроки доставки, но вместе с тем появились и новые маршруты.

Сейчас наиболее уязвимым сектором латвийской транспортной системы является железнодорожный транспорт, потому что всегда был ориентирован по большому счету на транзит российских грузопотоков. Не секрет, что на долю российских и белорусских потоков приходится около 85% от общего объема, перевозимого по железной дороге. И возможная блокада границы может практически полностью остановить это движение.

Тоннаж Latvijas dzelzcels за январь – июнь пока в плюсовом поле во многом за счет казахстанских грузопотоков угля. А вот перевозки нефтепродуктовых грузов упали на 25%, до 2,16 млн т. Зерновых в I полугодии было зафиксировано 2,03 млн т (+11%). Однако железнодорожная компания уже несколько лет дотируется государством, а была самоокупаемой с миллионными отчислениями в бюджет. Министр транспортного ведомства недавно заявил в интервью прессе о том, что впредь дотации на продолжение деятельности железнодорожной компании будут измеряться десятками миллионов евро. При этом LDz продолжает увольнять сотрудников, распродает локомотивы и подвижной состав.

Латвийские предприниматели, стивидоры сейчас находятся в новой для себя ситуации, когда приходится выбирать короткий горизонт планирования.

Участники рынка отмечают, что в Латвии в сложные 1990-е гг. работать было проще. Текущая деятельность ведется на фоне постоянных ожиданий санкций, изменений и вопросов. Какие перспективы могут быть у страны, чьи коридоры были спланированы под транзитные потоки? Какая может быть грузовая база, если внутренних грузов на всех не хватит? Что будет в дальнейшем с российскими и белорусскими потоками в Латвии? Станет ли возможным транзит из третьих стран через Россию в порты Евросоюза?

Экономист Банка Латвии Янис Маурис в интервью агентству Leta рассказал, что «дальнейший прогресс в грузоперевозках во многом будет определяться будущими санкциями против России». Сейчас уже невозможен ввоз металлов, древесины, цемента и удобрений, а во второй половине года вступит в силу запрет на ввоз угля и других видов ископаемого топлива. Кроме того, в марте следующего года появится ограничение на ввоз различных нефтепродуктов в Европу, в результате чего объем грузов в латвийском транспортном секторе продолжит снижаться. Я. Маурис пояснил, что «худшим сценарием для отрасли будет ответ России на примененные к ней санкции отказом в транзите товаров через ее территорию». Это приведет к еще большему падению тоннажа в латвийских портах.

К моменту подготовки материала стало известно, что с 10 августа в Евросоюзе начал действовать запрет на импорт или транзитные перевозки российского угля и других твердых ископаемых видов топлива в рамках 5-го пакета санкций. По оценке Еврокомиссии, эмбарго затронет 25% всего российского угольного экспорта на сумму €8 млрд в год.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions