+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.09.2021 10:29:07
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Цифровое решение для приобретения субсидируемых авиабилетов на Дальнем Востоке подготовят до конца 2021 года

Авиадоступность регионов начинается с организации билетных продаж, отмечено на прошедшем Восточном экономическом форуме в ходе дискуссии о том, какими путями развивать воздушные перевозки в ДФО.
Для расширения сети межрегиональных авиамаршрутов, а также предоставления льгот на пассажирские авиаперевозки в 2021 году федеральный центр выделяет 21,4 млрд руб. (В свою очередь, полеты внутри субъектов субсидируются из местных и региональных бюджетов, на что ориентировочно идет 4 млрд руб.) Из этой суммы чуть более 13 млрд руб. предназначено для Дальневосточного федерального округа. Уже в 2022 году размер дотаций для ДФО должен увеличиться до 17 млрд руб.

Сегодня действуют четыре постановления правительства России на субсидирование авиарейсов по различным критериям. Так, в этом году право приобрести льготный билет из восточных регионов в центральную часть страны получили все дальневосточники (раньше – только определенных категорий) при предъявлении постоянной прописки. Для этой цели «Аэрофлот» получает от государства 3,5 млрд руб. – на начало сентября субсидия выбрана на 80%. Компания добавила в свое расписание 318 рейсов, благодаря чему она дополнительно перевезет в этом году около 340 тыс. человек.

Льготников ждут в онлайне

В то же время старт продаж субсидируемых билетов в дальневосточных регионах, как правило, сопровождается резким спросом: зачастую людям приходится выстаивать большие очереди, билеты раскупаются за несколько дней и перерыв до открытия новых продаж может занимать несколько месяцев. Вопрос, как уйти от ненужного ажиотажа к гарантированному праву дальневосточника на дотируемый перелет, становится далеко не праздным. «Если бы все жители Дальнего Востока знали, что этот билет можно купить практически в любой момент года и улететь, это, конечно, было бы гораздо комфортнее», – говорит заместитель гендиректора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот» Андрей Чиханчин.

Выход видится в переходе продаж на традиционный онлайн-формат. Сложность в том, что за субсидии перевозчику необходимо отчитываться перед проверяющими органами, теоретически на любого льготника он должен предоставить подтверждающие документы. Как это свести в единую систему – стало основной задачей для создания полноценного сервиса.

«Вопрос автоматизации здесь стоит серьезно. На новую субсидию мы сделали IT-решение, когда не нужно приходить в кассу, все оформляется онлайн, на сайте. Сканируются документы, направляются, они нами авторизуются в течение нескольких дней, при этом бронь не снимается, чтобы человек не потерял свое место. Если документы в порядке, мы подтверждаем бронь, и человек покупает билет, не приходя в кассу», – рассказал А. Чиханчин.

Цифровое решение будет дорабатываться, чтобы до конца года все льготники могли им пользоваться. Однако представитель «Аэрофлота» признал: то, что делает компания, – все же полумера. Сейчас ведутся контакты с Министерством цифрового развития РФ, чтобы привязать сервис к порталу «Госуслуги».

«Госуслуги – это тот источник, где создан некий цифровой профиль гражданина. Соответственно, как только договоримся с коллегами, автоматом будет направляться запрос, за секунды получим ответ, и билет сразу можно будет выкупать на сайте», – пояснил А. Чиханчин.

Сенатор от Амурской области, зампредседателя комитета по экономической политике Совфеда Иван Абрамов посетовал на то, что данная идея не осуществилась раньше. «Это же великое изобретение – продавать через Госуслуги. Но три года обещаем, а система не заработала», – говорит сенатор.

Лучше больше и чаще

Впрочем, рейсы должны быть не только дешевые, но и с частой периодичностью полетов. В ходе сессии «Полет нормальный: новая авиадоступность Дальнего Востока» глава Бурятии Алексей Цыденов на своем примере поведал о реалиях с воздушными перевозками. «Далеко ходить не надо, расскажу, как добирался во Владивосток. Сначала более пяти часов ехал из Улан-Удэ до Иркутска на машине, затем из Иркутска до Хабаровска на самолете, и оттуда уже до Владивостока. В целом дорога у меня заняла почти сутки», – сказал губернатор.

По его словам, благодаря авиакомпании «Аврора», на базе которой формируется Объединенная дальневосточная авиакомпания, недавно появился прямой рейс Улан-Удэ – Владивосток. Но он летает всего дважды в неделю, и билеты на него не купить. «Если говорить о востребованности и доступности, то мы видим, что фактический пассажиропоток растет быстрее прогнозного. Также (можно сказать. – Прим. ред.) про рейсы из Улан-Удэ до Москвы: в начале 2017 года был один рейс, на сегодня их четыре, и все равно людям не хватает билетов. Поставили экспериментальное авиасообщение Улан-Удэ – Томск – опять билетов нет. И куда бы мы ни ставили рейс, происходит очень быстрое заполнение», – отметил А. Цыденов. По его мнению, причастным нужно научиться качественно прогнозировать доступность и востребованность перевозок.

Частота полетов, говорят в «Авроре», зависит от объема субсидий. «Доступность – это регулярность полетов. Потому что если самолет вылетает из города один раз в две недели, о доступности речи не идет», – рассуждает гендиректор авиакомпании Константин Сухоребрик.

Впрочем, И. Абрамов сомневается, что увеличение в следующем году дотаций до 17 млрд руб. будет достаточным. Размер субсидий, полагает сенатор, должен быть не менее 20 млрд.

Большое бремя для малых аэропортов

Чтобы сделать передвижение пассажиров бесшовным и комфортным, необходимо преодолевать инфраструктурные ограничения, продолжает К. Сухоребрик. Главную проблему для развития бизнеса Объединенной дальневосточной авиакомпании он видит в создавшейся ситуации с сетью малых аэропортов. К примеру, в Якутии размер аэропортовых тарифов и сборов по сравнению с центральной частью РФ в среднем выше в 6,5 раз, а по некоторым ставкам – более чем в 11. При этом недофинансирование хозяйства со стороны госбюджета ставит под угрозу бесперебойную работу аэропортового комплекса.

Кроме того, в октябре 2020 года вышло постановление РФ об ужесточении мер транспортной безопасности, согласно которому вокруг посадочных площадок нужно устанавливать специальные ограждения с сигнализацией, видеонаблюдение, набрать штат групп быстрого реагирования, организовать круглосуточное патрулирование взлетно-посадочной полосы и т. п. Вступление документа в силу запланировано на март 2022 года. Это приведет к дополнительной финансовой нагрузке на аэропорты.

Как уточнил один из представителей аэропортового сообщества, в сегодняшних Федеральных авиационных правилах нет разницы между крупными и аэропортами малой интенсивности, которых много на Дальнем Востоке. «То есть требования к ним одинаковы с точки зрения содержания инфраструктуры, авиационной, транспортной безопасности – только строительство одной патрульной дороги вокруг летного поля чего стоит. В итоге это приведет к тому, что аэропорты либо не смогут обеспечить данные требования, либо эти расходы будут появляться в тарифе для перевозчиков», – пояснил он.

Представители отрасли направили в правительство предложения по дифференциации требований, и здесь, похоже, их услышали власти, следует из заявления замминистра транспорта РФ Игоря Чалика. «Сейчас этот проект-постановление проходит заключительное межведомственное согласование. У нас срок внесения его в правительство – IV квартал 2021 года. Избыточные требования для малых аэропортов будут изменены», – пообещал на ВЭФ-2021 замглавы Минтранса.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions