+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.12.2021 14:11:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Транзит в Пулково: куда поедут электрички?

Казалось бы, от аэропорта Пулково до Санкт-Петербурга нет проблем добраться: построена скоростная автодорога до метро «Московская». Однако в ОЖД вновь подняли тему строительства аэроэкспресса – теперь в виде транзитной нитки для электричек.
Начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин сообщил о том, что проект железнодорожного экспресса в Пулково может обрести второе дыхание, если его реализовать как транзитный маршрут, в границах которого появятся новые транспортные узлы. Один – в Пулково, а второй – на станции метро «Волковская».

Иными словами, на первое место ставятся логистические интересы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По словам В. Голомолзина, аэропорт Пулково может стать сердцем Петербургского транспортного узла, объединив на пересечении магистральных линий в единый узел железнодорожные связи объектов северных районов, центра города, объектов Варшавского направления и объектов Балтийского направления. При этом транзитной точкой в городе выбрана Волковская – потому что тут станция метро загружена на 30%. «Станция метро «Площадь Восстания» в час пик загружена более чем на 100% – люди стоят в очереди уже на вход в метро», – объяснил начальник ОЖД.

Экспертное мнение

«Важно, чтобы в Пулково сделали транзитную остановку. Потому что тупик в Пулково никому не нужен. Тогда электрички будут следовать туда полупустые (как в Казани, например)», – прокомментировал идею председатель МОО «Союз пассажиров» Кирилл Янков.

Наш собеседник согласен с тем, что «Волковская» – удачный выбор. Насколько с такой оценкой будут солидарны пассажиры, по его словам, зависит от будущего обустройства транспортного узла.

В Санкт-Петербурге есть удачные варианты и не очень. Например, узел в Девяткино можно считать самым удобным в РФ, а вот на станции метро «Старая деревня» аналогичный проект реализован неудачно.

Дать более подробную оценку эксперты сегодня затрудняются, поскольку проект транзитной линии в Пулково существует в виде концепции, которую взялись прорабатывать в ИЭРТ.

Идея родилась во время поиска места расположения вокзала для новой линии ВСМ – на основе предложения построить дополнительный вокзал вблизи станции метро «Волковская» и устроить там крупный транспортно-пересадочный узел с городским и региональным транспортом.

Для этого имеется свободная территория (неподалеку от кладбища) в зоне одноименной товарной станции ОЖД. Там можно устроить прием и отправку пассажирских поездов. Основная мысль заключается в том, чтобы убрать электрички с Московского вокзала, который железнодорожники считают целесообразным оставить под высокоскоростное движение в случае строительства новой ВСМ Москва – Санкт-Петербург.

Впрочем, проект вызывает вопросы

Вопрос 1 – о цене

Сколько будет стоить поездка по железной дороге из Пулково?

Если ориентироваться на аэроэкспрессы в Москве, то там есть три маршрута: Одинцово – Белорусский вокзал – Савеловский вокзал – аэропорт Шереметьево, Киевский вокзал – аэропорт Внуково и Павелецкий вокзал – аэропорт Домодедово. Например, поездка в классе стандарт обойдется в 400 руб., в бизнес-классе – 800 руб. При этом стоимость экспресс-автобуса – около 200 руб.

В Санкт-Петербурге от Пулково до метро «Московская» – это 40 руб. Попытка поставить автобус-экспресс К39 с тарифом 85 руб. завершилась провалом: с 2018 года он приостановил перевозку пассажиров на неопределенный срок.

С учетом этого опыта и аналогии с Москвой железнодорожный маршрут класса стандарт из Пулково до метро в Санкт-Петербурга сейчас мог бы стоить около 100 руб. В таком случае поездка на «Ласточке» могла бы выглядеть привлекательной для пассажиров.

Но вот будет ли такая цена достаточной для рентабельности перевозок?

Вопрос 2 – удобство

Независимый эксперт Софья Каткова считает, что добираться из Пулково на «Ласточке» – привлекательный вариант. Однако на электричке пассажирам хотелось бы попасть в центр Санкт-Петербурга, а в дни проведения международных конференций – в «Экспофорум».

С этой точки зрения метро «Волковская» – малообжитая зона. Оттуда еще надо проехать несколько остановок до центра на метро.

А идея о том, что пассажиры из аэропорта будут приезжать в транспортно-пересадочный узел, чтобы оттуда попасть в пригороды (по одной ветке – в Гатчину, по другой – в Ораниенбаум и Белоостров), выглядит сомнительной. Причем две новые трассы для электричек еще следует построить: они только предложены в плане развития городской транспортной системы.

Напомним, что ранее предлагалось направить электрички на Балтийский или Витебский вокзал. Первый вариант оказался технологически сложным, а второй отклонили из-за того, что Витебский вокзал – федеральный памятник архитектуры.

Вопрос 3 – об обходах для грузовых поездов

Напомним, что концепция развития городской транспортной системы предполагает в ходе строительства вынос грузовых поездов на обходные пути – ради курсирования электричек.

По статусу сейчас ст. Волковская – это внутренняя станция ОЖД, где осуществляется прием и выдача грузов повагонными и мелкими отправками на подъездных путях и местах необщего пользования. Однако через Волковскую достаточно регулярно ходят грузовые поезда в морской порт.

Появление транзитной ветки из Девяткино в Гатчину через Пулково поставит еще и вопрос о том, где отстаивать излишки вагонов. Ведь в случае сгущения грузопотоков в порт на фоне дефицита вторых путей на данном направлении каждая свободная площадка на счету.

Остается добавить, что проект строительства грузовых обходов – также пока в виде концепции. В ОЖД пока не объяснили, как это намечено сделать.

Вопрос 4 – стоимость проекта

Транзитный маршрут через «Волковскую» с заездом в Пулково предполагает две развилки на его концах. По сути, должны возникнуть две линии – Д1 и Д2, у которых будет общий участок Броневая – Полюстрово.

Д1 протянется от Ораниенбаума до Белоострова (109,7 км и 38 остановок). Для ее ввода в эксплуатацию необходимо строительство нового железнодорожного участка.

Д2 свяжет Гатчину и Токсово (82 км и 31 остановка).

На двух нитках планируется поставить 90 пар поездов. Это значит, что, кроме «Ласточек», тут будут курсировать и обычные электрички.

Во сколько же обойдется проект, если учесть все нюансы?

Для начала – немного истории: строительство участка железной дороги, которая должна была связать Пулково с Витебским вокзалом, в конкурсной документации оценивалось минимум в 25 млрд руб. Из этой суммы 10 млрд руб. предполагалось получить из городского бюджета, а остальное – добавить инвестор (из собственных и заемных средств).

До «Волковской» путь длиннее. Значит, денег потребуется больше. Плюс обустройство пересадочного узла. Плюс строительство дополнительных участков транзитной ветки и грузовых обходов. Такой масштаб тянет уже на сотню миллиардов. Откуда, спрашивается, взять столько, если проект – не федерального масштаба?

Кроме того, возникает сомнение в расчетах, на которые опираются железнодорожники: дескать, строительство 1 км метро втрое дороже 1 км городской электрички.

Вопрос 5 – а может быть, все-таки метро лучше?

Тут впору вспомнить, что концессионный проект строительства нового аэропорта в Пулково предусматривал ряд обязательств по обеспечению к нему наземных подходов. Однако речь шла об обустройстве скоростной автодороги с развязками. И это обещание было выполнено.

Рельсовый вариант подъезда планировался в качестве сопутствующего городского проекта, который изначально включал три идеи: новая ветка метро, трасса легкорельсового транспорта и собственно железнодорожный аэроэкспресс.

Метро первоначально было отвергнуто из-за дороговизны строительства. По этой же причине не устроил и легкорельсовый вариант. Однако теперь выясняется, что железнодорожный проект еще затратнее. Может быть, тогда стоит вернуться к истокам – вспомнить о развитии в Санкт-Петербурге сети метро? Ведь когда-то в Санкт-Петербурге обещали построить не только ответвление подземки в Пулково, но и линию-полукольцо, проект которой теперь выглядит, по сути, как конкурент ныне продвигаемой концепции транзитных электричек.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions