+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.03.2023 16:30:47
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Тарифы и ставки: оценки почти сравнялись

По итогам исследования «Индекс качества» стоимость услуг ОАО «РЖД» в IV квартале 2022 года респонденты оценили на 44 балла по 100-балльной шкале (плюс 6 пунктов по сравнению с предыдущим периодом), а ставки операторов – в 47 баллов, и здесь показатель остался без изменений.

Часть отправителей в течение 2022-го уже приспособились к текущему уровню тарифа РЖД. «Пока не перекраивают те принципы, которые уже устоялись, и все вроде бы предсказуемо, то и оценка – 100», – говорит респондент. «Ставлю 60 баллов: с одной стороны, устраивает, но с другой – тариф для нас тяжелая ноша» – таков достаточно типичный комментарий.

Впрочем, многие грузоотправители полностью осознавали, что в нынешней ситуации с учетом проведения СВО железнодорожный тариф будет поднят. Рост был более чем ожидаем. Часть отправителей отметили, что размер повышения их, в принципе, устраивает. «У РЖД должны быть средства для того, чтобы перевозить грузы. Выполнена своего рода балансировка. Но в IV квартале на нас это все-таки отразилось не очень хорошо», – сообщил нейтрально настроенный респондент.

Однако кто-то оценил рассматриваемый критерий в 0 баллов, объясняя это тем, что Восточный полигон не двигается, а цены «драконовские». В частности, жаловались владельцы груза третьего тарифного класса. Им было дорого и с самого начала 2022 года, но ситуацию усугубила июньская прибавка. Часть из отправителей ожидали, что станут возить меньше. Но все в итоге легло на покупателя через железнодорожную составляющую. И только под таким углом зрения можно было смириться с уровнем тарифа.

Что касается стоимости услуг компаний-операторов, то в IV квартале 2022 года достаточно разнонаправленная динамика. Кто-то отметил, что ставки в целом снизились, хоть и меньше ожиданий. Кроме того, заметны сильные колебания на маршрутах. И помесячно был разброс. Например, в октябре – ниже, в ноябре – чуть выше, а в декабре – стабилизация и продление контрактов на прежнем уровне. Так, например, относительно универсального парка ставки на полувагоны под щебень в октябре оставались на уровне предыдущего квартала, а затем плавно снижались до конца IV квартала – примерно в размере 5–10% за каждый месяц начиная с ноября. Итого получилось общее снижение в диапазоне 15–20% за весь рассматриваемый период. Другой респондент заметил, что в IV квартале ставка уменьшилась примерно на 30%.

Впрочем, росли ставки на крытые вагоны (не меньше 5% каждый месяц). При этом, как рассказал один из отправителей, уже в начале января 2023-го рост тоже составил 5%, хотя обычно из года в год I квартал года всегда оставался «спящим». «Операторов можно понять, – говорит отправитель. – С другой стороны, они поступают, как говорится, не по-спортивному. Если перевозчик работает плохо, то у операторов вагоны едут медленно, им нужно повышать свою суточную доходность, и они начинают поднимать ставку. Мы фиксировали рост примерно на 15% на все направления по всему парку». Другой респондент также подтвердил, что ставка выросла по всем видам подвижного состава: по крытым вагонам, полувагонам, зерновозам. (В качестве ключевой причины называется инфляция, которая подстегнула все процессы и повлияла не только на увеличение ставок и тарифов, но и на рост цен на ремонт, запчасти, да и в целом на многие товары и услуги.) Правда, речь, как правило, идет все-таки о наиболее востребованных направлениях. «Разброс ставок в большом коридоре в зависимости от того, куда надо доставить груз. Если, например, в Казахстан, то ставка предоставления полувагона сравнялась с тарифом перевозчика», – уточнил респондент.

Краткие версии исследования здесь.

Полная версия выпуска исследования за IV квартал 2022 года доступна в личном кабинете.

Напоминаем, что продолжается подписная кампания РЖД-Партнера – на подписку и доставку в 2023 году печатных и электронных версий журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы, а также на пакеты из этих изданий. Мы приготовили скидки и бонусы для постоянных подписчиков и для тех, кто впервые подпишется на наши журналы.
Компании – участники рынка транспортных услуг, ранее не подписывавшиеся на наши журналы, могут получить бесплатный разовый доступ к электронным версиям журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы для принятия решения о подписке на 2023 год.

Подписчикам РЖД-Партнера доступны ежемесячные обзоры ставок на предоставление грузовых вагонов.

Подписчики журналов РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы в качестве бонуса получают бесплатный доступ к исследованию «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте», которое выходит ежеквартально в электронном виде.

Подписывайтесь на издания РЖД-Партнер и будьте в курсе событий транспортного рынка!

Свяжитесь с нами:
тел.: +7 (812) 418-34-99;
e-mail: rasp@rzd-partner.ru.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions