+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.03.2021 09:26:44
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Схему развития Восточного полигона уточнят в мае

В ОАО «РЖД» в мае 2021 года обещали уточнить, как будет развиваться Восточный полигон и вывозиться по нему уголь на экспорт. При этом власть потребовала от монополии усиления прозрачности принимаемых решений.
Недавние правительственные совещания по углю прояснили ряд аспектов, связанных с вывозом сырья. Самое главное – были уточнены приоритеты: по Восточному полигону все-таки следует водить не только контейнерные, но и тяжеловесные поезда. Для них должны быть зарезервированы вполне определенные мощности.

Данное решение следует считать прорывным. Ведь еще недавно перевозчик искал всяческие лазейки, чтобы попытаться сэкономить на вложениях в инфраструктуру Восточного полигона за счет создания дополнительных разъездов на перегонах и путей на станциях, а также обновления систем ЖАТ для сокращения интервалов движения. Мотивировалось все это в значительной мере стремлением расширить выход на рынки зеленых облигаций.

Деньги на рельсы

Правда, внешние заимствования, как отметили эксперты, – дело хорошее. Однако они не должны приводить к излишним барьерам для развития угольной отрасли. На ее продукцию спрос сохранится. И Россия не может терять завоеванные на мировом рынке ниши. Какие ни создавай схемы, включая ship-or-pay, общие приоритеты, поставленные президентом РФ Владимиром Путиным, это не изменит.

А это значит, что стратегическая инициатива в ближайшее время должна быть подкреплена еще и на тактическом уровне. Однако тут окончательной ясности по проблемным вопросам логистики до сих пор нет.

Если еще в феврале первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов давал поручение до конца года именно на угольных перевозках отработать принцип «вези или плати», то сейчас сообщается, что Кузбассу дадут дополнительные объемы в обмен на инвестиции в рекультивацию и ликвидацию бесхозных объектов угледобычи.

В Азии уголь в цене

На 2021 год действует соглашение между регионом и РЖД на вывоз в восточном направлении 53 млн т. К 2024-му объем должен вырасти до 68 млн т. При этом программа модернизации БАМа и Транссиба уже сформирована, но в планах нет уточнений, как будут расходоваться деньги уже в ближайшую перспективу.

Возможно, именно поэтому угольщиков решено раскошелить на проекты в регионе. Вполне возможно, что им придется добавить улучшений в природоохрану. И тогда это должно смягчить позицию ОАО «РЖД» в части ее борьбы за зеленые облигации. Пока сказать что-то определенное сложно. А это значит, что борьба разных лоббистских групп продолжится.

Все дело в совещании по угольной отрасли, которое недавно провел В. Путин. Он ясно продемонстрировал, какую озабоченность у него вызывает ситуация, в которой оказались угольные регионы из-за невозможности вывезти свою главную продукцию на азиатский рынок.

Это заставило сейчас правительство погрузиться в проблематику отрасли. Можно не сомневаться, что еще раз будет обсуждаться проблема взаимодействия угольной отрасли с РЖД и наращиванием объемов перевозок на восток. Насколько нам известно, это также еще и предмет обсуждений с губернатором Кузбасса Сергеем Цивилевым. В итоге должен появиться уточненный контур соглашения по вывозу угля из Кузбасса, которое намечено заключить до 15 июня 2021 года.

Сырье отмерят и погрузят

Как уточнил министр транспорта РФ Виталий Савельев, данное соглашение между РЖД и угольными компаниями будет содержать ориентиры по срокам и маршрутам вывоза угля из Кемеровской области. Причем, по его словам, договоры должны содержать поквартальные объемы вывоза грузов с указанием станции погрузки и станции выгрузки.

Фактически это выглядит как возврат взаимоотношений между монополией и угольщиками в обычное русло долгосрочных договоров, процедуры которых описаны российским законодательством. Причем с явным намеком на то обстоятельство, что ОАО «РЖД» должно, как бы то ни было, не забывать выполнять роль публичного перевозчика.

В свою очередь, монополия не оставляет надежды создать нормативную базу заключения договоров на принципе «вези или плати». Однако представляется гораздо проще отрегулировать данный вопрос на уровне Федерального агентства по недропользованию.

Как считают в Минтрансе России, можно поручить не выдавать новых лицензий на разработку угольных месторождений без определения конкретных направлений и объемов перевозки продукции – иными словами, без согласования с Минтрансом и ОАО «РЖД».


Везти придется тяжеловесами

Это значительно упростит решение вопросов совершенствования технологии перевозок и текущего содержания инфраструктуры на востоке. Акцент должен быть сделан на маршрутизации, сокращении интервалов движения поездов, повышении веса поезда и организации вождения соединенных поездов.

С этой целью, сообщил генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров, для Восточного полигона закуплено 318 локомотивов, в том числе такие, которые позволяют водить поезда весом 7100 т.
Причем он уже не отрицал, что работа российских железных дорог сейчас осуществляется в условиях существенного отклонения от плановых параметров, предусмотренных долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» с 2018 года. Потери до 2025-го, по предварительным расчетам, оцениваются в размере 1,1 трлн руб. Соответственно ход реализации данных целей должно взять под контроль правительство. В ОАО «РЖД» обещали утрясти параметры в мае 2021-го.

«Еще раз хочу подтвердить, что в этом году мы закончим строительную часть первого этапа развития Восточного полигона. Особое внимание уделяется развитию участка Междуреченск – Тайшет, строительство которого тоже будет закончено в этом году. И приступаем к развороту подготовительных работ на первоочередных объектах второго этапа развития Восточного полигона. Работы сейчас ведутся. На сегодняшний момент на Восточном полигоне работает почти 3,5 тыс. специалистов, несмотря на непростые погодные условия, и более 1200 ед. строительной техники. При этом в текущем году на Восточный полигон будет привлечено около 20 тыс. человек. Большую часть потребностей планируется закрыть силами подрядных организаций. Уже сформирован адресный запрос на 3700 человек, которые должны быть подготовлены в межрегиональном центре строительных компетенцией по Дальневосточному и Сибирскому ФО», – уточнил О. Белозеров.

Протокол для военных

Ряд экспертов указывали на потенциал, которым располагают военные. По данным правительства, было бы целесообразно подключить к строительству еще и ресурсы Министерства обороны.
И вот, наконец, стало известно, что на эту тему между ним и ОАО «РЖД» уже заключен протокол о намерениях с определением объектов, где предполагается разместить военных. Остается дополнить системой специальных договоров с учетом специфики работы оборонного ведомства.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions