+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.03.2021 16:18:07
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Синхронизация готовности железной дороги и морских портов: как переключить грузопотоки в новых экономических условиях

По итогам прошлого года грузооборот морских портов России в целом уменьшился на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 820,8 млн т. Динамика погрузки экспортных грузов в адрес портов по железной дороге в основном повторяет эти тенденции. Погрузка экспортных грузов в порты выросла на 4,7%, составив 331,7 млн т. Рост был по всем направлениям – в порты Северо-Запада, Юга и Дальнего Востока. Эти показатели стимулирует российские морские порты к поиску новых решений и путей взаимодействия с железной дорогой, одновременно подталкивая к расширению мощностей и увеличивая конкуренцию.
Смещение на Восток

В прошлом году в структуре экспортного грузопотока доля угля составила 50,3%, нефтяных грузов – 22,9%, черных металлов – 6,9%, удобрений – 6,2%, зерна – 3,4%. В порты Дальнего Востока отправлено 93 млн т твердого топлива (+8,2%), Юга – порядка 18 млн т (+20,6%), Северо-Запада – 55,7 млн т (+2,9%).

Динамика роста портов в последние годы обеспечивается двумя экспортными товарами – зерном и углем. Погрузка угля в порты в прошлом году выросла на 7,6%, составив 166,7 млн т. Декарбонизация и сокращение энергетического угля уже приводят к разворачиванию РФ на страны АТР. Эксперты отмечают, что, несмотря на современные мировые тенденции декарбонизации, азиатский рынок все еще ориентирован на использование угля.

По прогнозам Минэнерго, к 2025-му поставки российского угля в АТР увеличатся до 174 млн т – это на 42% больше, чем было экспортировано в прошлом году. В частности, ожидаются быстрые темпы роста спроса на уголь в странах Индийского океана (Индии, Вьетнаме, Малайзии, Индонезии, Таиланде и др.).

Однако в настоящее время транспортировка через погранпереходы сопряжена с рядом трудностей, главные из которых – административные регуляторные ограничения Китая на импорт угля из России. «В настоящее время погранпереходы могут пропускать большее количество угля, чем поставляется», – говорит заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук.

В презентации главы РЖД Олега Белозерова на итоговом заседании было отмечено, что загруженность инфраструктуры углем сдерживает около 15 млн т грузопотоков из других регионов и отраслей. Только «Сибантрацит» в этом году планирует увеличить на 15–20% экспорт в страны АТР и Индийского океана. Около половины экспортных поставок будут отправлены в Китай, 30% – в Японию, Южную Корею, Тайвань и другие страны АТР, 20% – в Индию.

Заторы и рычаги расширения

Проблема синхронизации развития железнодорожной инфраструктуры и морских портов существует не первый год, несмотря на неоднократные заявления со стороны морских портов о том, что они способны переработать все поступающие железнодорожным транспортом объемы грузов. Но взаимодействие затруднено либо неточной подачей вагонов, либо большим числом брошенных поездов на сети в силу инфраструктурных ограничений.

Так, только в IV квартале прошлого года от движения было отставлено 23 972 грузовых поезда, что на 30,5% больше, чем за аналогичный период 2019-го. И значительное количество заторов, согласно данным опроса грузовладельцев в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, образовалось как раз на участках, ведущих к портам Южного и Дальневосточного бассейнов. На это повлияли сразу несколько факторов – плохая погода, задержки с китайской стороны, ограничения по приему навалочных грузов в полувагонах. Ситуация с брошенными поездами, в свою очередь, приводит к ухудшению оборота вагона на технических станциях.

Вместе с тем монополия сообщила о том, что по итогам прошлого года были выполнены целевые параметры КПМИ по провозной способности – на подходах как к портам Северо-Запада (145,6 млн т), так и к портам Азово-Черноморского бассейна (95,6 млн т).

В январе – феврале этого года погрузка экспортных грузов в порты на сети выросла на 7% (56,6 млн т). Значительнее всего – в порты Дальнего Востока (на 11,4%). Примечательно, что стабильно растет погрузка зерна. В этом году Минсельхоз ожидает стабильного развития АПК в целом.

Для переориентации участников рынка с продажи сельскохозяйственного сырья за рубеж на экспорт сельхозтоваров с высокой добавленной стоимостью с 1 марта была повышена пошлина на вывоз пшеницы из России с €25 до €50 за тонну. Экспорт зерновых в объемах, превышающих ее, теперь облагается пошлиной в 50% от таможенной стоимости продукции, но не менее €100 за тонну. А с 2 июня заработает механизм плавающей пошлины, при котором пошлина на экспорт пшеницы из РФ будет взиматься при достижении цены на бирже в размере $200 за тонну. В таком случае пошлина составит 70% от разницы между $200 и ценой контракта.

Но с ростом грузопотока, опять-таки, выявляются и узкие места на сети. Еще летом президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский пояснял, что высокая стоимость доставки в порты Дальнего Востока и недостаточная пропускная способность БАМа и Транссиба сдерживают экспорт российского зерна в страны АТР.

Узконаправленность – гарантия роста

Рост экспорта естественным образом приводит к развитию терминалов. К примеру, Большой порт Санкт-Петербург прирастет обновленным терминалом по перевалке нефтепродуктов: недавно правительство Санкт-Петербурга одобрило решение о предоставлении Петербургскому нефтяному терминалу статуса стратегического инвестора. Проект реконструкции так называемой старой части терминала получил статус стратегического инвестиционного проекта.

Кроме того, власти Калининградской области рассчитывают на завершение строительства международного морского терминала в городе Пионерском в течение ближайших 2 лет. Как заявляют местные власти, регион отмечает рост транзита грузов через его территорию. В основном транзит увеличивается за счет железнодорожных и автомобильных перевозок. Портовая инфраструктура нуждается в развитии, и не исключено, что в течение ближайших 10 лет нужно будет решать вопрос о выносе порта Калининград за пределы города.

Также в Ростовском порту инвестор направит 1,8 млрд руб. на строительство зернового терминала. Проект предполагает накопление 140 тыс. т единовременного хранения. Объем перевалки – минимум 1 млн т в год. Первый этап проекта был начат в 2019 году и будет завершен в I квартале 2021-го.

Именно специализированные терминалы, как считают сами железнодорожники, выглядят наиболее привлекательными. Во-первых, из-за роста производительности, а во-вторых, как следствие, скорости погрузки.

Полную версию материала читайте в № 5–6 журнала РЖД-Партнер

Вопросы взаимодействия РЖД и портов обсудят участники конференции «Цифровизация транспортной отрасли: достижения, эффективность, перспективы», которую традиционно организует РЖД-Партнер. Она состоится уже завтра, 30 марта.

Участниками мероприятия станут представители органов государственной власти, общественных организаций, крупнейших российских промышленных и транспортных предприятий – участников рынка грузоперевозок, а также отраслевые эксперты.

В рамках конференции, помимо пленарной дискуссии, посвященной анализу и оценке цифровых сервисов, используемых на рынке грузовых перевозок, в том числе железнодорожных, пройдет сессия, посвященная взаимодействию информационных систем, применяемых на различных видах транспорта, а также экспертный диалог по вопросам надежности как самих информационных сервисов, так и их использования для обеспечения безопасности перевозок.

Зарегистрироваться на конференцию можно по ссылке. 
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions