+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.02.2021 14:16:06
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Северный морской путь делает ставки на СПГ, новый флот и транзит

По итогам прошлого года по Северного морского пути (СМП) объем перевозок грузов (без учета транзита) составил 32,9 млн т, что в 1,5 раза больше, чем в 2019-м. К 2024 году, согласно майскому указу президента РФ, грузооборот должен быть увеличен до 80 млн т в год, а основным грузом на должен стать СПГ. Какой флот будет его перевозить и как успешно реализовать все задачи в срок?
Скорректированный рост

По СМП по итогам прошлого года было перевезено более 2,4 млн т генеральных грузов – (-9,8%), угля – 187 тыс. т (-20,1%), руды – 57 тыс. т (+5,6%), нефти и нефтепродуктов – более 8,2 млн т (+0,5%), газоконденсата – более 1 млн т (-13,9%), СПГ – более 18,6 млн т (+1,6%). Кроме того, было осуществлено 40 транзитных рейсов, в том числе 34 рейса судами под иностранным флагом. Всего перевезено более 1,2 млн т транзитных грузов различной номенклатуры, что в 1,8 раза больше, чем за предыдущий год. Объем перевозок сухо­грузов вырос в 4 раза – до 1,267 млн т, наливных грузов составил 13,2 тыс. т. Основной грузопоток транзитных перевозок осуществлялся в направлении Восток – Запад. Средняя продолжительность транзитного рейса – 8,3 суток.

Сегодня основу грузоперевозок по Северному морскому пути составляет транспортировка сжиженного природного газа (СПГ) – примерно 65%. Компаниям, которые его производят, предоставлен целый ряд соответствующих налоговых льгот и преференций.

В начале осени единый инфраструктурный оператор СМП, компания «Росатом», предложил скорректировать план по объемам грузоперевозок в Арктике с 80 до 60 млн т.

Снизить объемы предлагается из-за корректировки трех крупных проектов. Во-первых, это отказ компании «Востокуголь» от планов по добыче к 2024-му по 19 млн т угля в год. Во-вторых, изменение в планах работы совместного предприятия «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга» – «Восток Ойл». И, в-третьих, изменение прогнозов одного из главных пользователей арктического маршрута – ПАО «Новатэк».

В целях обеспечения круглогодичного использования СМП для транзита грузов из Азии в Европу идет реализация группировки атомных ледоколов «Лидер», также прорабатываются вопросы создания российского оператора контейнерных перевозок по СМП и строительства портов-хабов в Камчатском крае и Мурманской области, в том числе с участием иностранных инвесторов.

Основным грузом на Северном морском пути должен стать СПГ из российских проектов. Производство СПГ в Арктике, согласно проекту стратегии, вырастет до 46,7 млн т в 2024 г., 73,5 млн в 2030 г. и 120 млн в 2035 г.), оставшиеся около 15% перевозки грузов должна занять нефть.

Ледовый класс

Расширение ледокольного атомного флота даст мощные инвестиции в будущее и импульс к развитию экономики и страны, и региона. 21 октября в Мурманске на головном универсальном атомном ледоколе проекта 22220 «Арктика» ФГУП «Атомфлот» прошла торжественная церемония поднятия государственного флага РФ. А уже в середине ноября самый мощный в мире российский ледокол вышел из Мурманска в первый рабочий рейс.

Кроме того, в настоящее время идет строительство серийных универсальных атомных ледоколов «Сибирь», «Урал» и «Якутия». Они уже создаются на верфях Балтийского завода в Санкт-Петербурге. Также заключен контракт на строительство головного ледокола проекта «Лидер». Это сверхмощный корабль, который позволит круглогодично использовать СМП. После завершения строительства этой серии Россия будет обладать крупнейшей в мире группировкой серийных атомных ледоколов.

Вместе с тем правительство пока не видит до конца целостной картины развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны. Сегодня отсутствует увязка с развитием СМП, а сроки решения отдельных важных задач власти считают избыточно затянутыми. Есть риски срыва сроков строительства объектов федеральной собственности в Мурманске, на Чукотке и Камчатке.

Грузовая база, связанная с северным завозом, завозом импортных грузов, транзитом грузов из Европы в Азию оценивается в 2,3 млн т. Итого: 35,5 млн т – «Новатэк», до 30 млн т – «Роснефть», 8,4 млн т – «Газпром нефть» и «Норникель», 3,8 млн т – AEON, 2,3 млн т – иные грузы. Всего – 80 млн т.

Добавим, что «Росатом» надеется в 2025 году законтрактовать строительство еще двух универсальных атомных ледо­колов (УАЛ) проекта 22220. Их ввод в эксплуатацию может состояться в 2030-м. Речь идет о пятом и шестом серийных ледоколах, строить их планируется на Балтийском заводе. С учетом головного ледокола «Арктика» количество ледоколов этого проекта может достичь семи.

Запускайте контейнеры

Осенью 2018 года по СМП из Находки в Санкт-Петербург прошел океанский контейнеровоз Venta, груженный рефрижераторами с рыбной продукцией. Он вышел из Находки в южнокорейский порт Пусан, там загрузился электроникой и затем отправился в Северную столицу. Уникальность рейса состояла в том, что до сих пор контейнеровозы по СМП не ходили.

В начале июня этого года президент РФ Владимир Путин поручил правительству совместно с «Росатомом» и РЖД проработать вопрос доставки рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть России через Северный морской путь. В результате атомный контейнеровоз «Севморпуть» ФГУП «Атомфлот» доставил из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург замороженную рыбную продукцию. Он был построен в Керчи, на судостроительном заводе «Залив», и введен в эксплуатацию в 1988 году. Это единственное в мире транспортное судно с ядерной энергетической установкой. На его борту прибыли 206 40-футовых рефрижераторных контейнеров с белой, красной рыбой и кальмаром.

Летом на Дальнем Востоке приступили к строительству атомного ледокола «Россия». Согласно условиям контракта ввод судна в эксплуатацию запланирован в 2027 году. Судно проекта 10510 не имеет аналогов. Технические характеристики позволят ему обеспечивать круглогодичные проводки в восточном районе Арктики, отмечают в «Атомфлоте».

Северные трудности

Обеспокоенность участников рынка вызывает своевременность готовности транспортной инфраструктуры новых проектов, в первую очередь в Енисейском заливе (ее должны построить «Восток Ойл» и «Северная звезда», принадлежащая Троценко): терминалы, грузовой и обеспечивающий флот.

Транзит иностранных судов по СМП пока небольшой, и номенклатура грузов только определяется. Здесь играет роль множество факторов, главный из которых – это гидроклиматические условия маршрута. По словам экспертов, предпочтение отправителей будет отдаваться грузам, не требующим сверхжесткого расписания рейсов. Сейчас по Севморпути идут в основном российские суда, а иностранные предпочитают ходить без дорогой ледокольной проводки.

В прошлом году кабмин разрешил ряду судов под иностранным флагом до 30 декабря 2043 года перевозки СПГ по Севморпути. Также до 30 декабря 2021-го судам под иностранным флагом разрешены международные морские перевозки природного газа и газового конденсата по СМП.

Ожидается, что закон поможет при необходимости привлекать к использованию ходящие под иностранными флагами суда без срыва контрактов. Это может понадобиться во время реализации крупных инвестпроектов или при условии, что специальные суда отсутствуют в российском реестре.

Еще одна болевая точка – обратная загрузка следующих по Севморпути судов. В начале осени власти Камчатки представили в Совет Федерации предложения по развитию СМП, среди которых – обязательная обратная загрузка лихтеровозов, что позволит повысить качество жизни камчатцев. Но еще весной врио главы Камчатки Владимир Солодов обратился к президенту с предложением запустить регулярные поставки рыбы по СМП.

Добавим, что на днях вице-премьер – полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев поручил при необходимости актуализировать параметры федерального проекта «Северный морской путь», в том числе в части плановых показателей грузопотока. 

Полную версию материала читайте в № 3–4 журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions