+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.03.2021 17:18:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Рубль дешевеет, металл дорожает: погрузка металлолома бьет рекорды

Среднесуточная погрузка за первые два месяца 2021 года выросла на 0,7%, до 3,5 млн т, сообщает ОАО «РЖД». Один из наибольших показателей – у лома черных металлов, его погрузка увеличилась на 9,2%, до 2 млн т. Эксперты рассказали РЖД-Партнеру, что данная номенклатура сейчас находится на пике спроса.
Причины роста: короткие новогодние каникулы, дефицит металла и снижение курса национальной валюты

По данным РЖД, в январе было погружено 0,9 млн т лома черных металлов, а в феврале – 1 млн т. Это на 9,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года (без поправки на дополнительный день в високосном 2020 г.). При этом на экспорт в январе 2021 года было погружено 97,7 тыс. т, а в феврале – уже 114,8 тыс.

Денис Семенкин, заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава, объясняет: росту погрузки номенклатуры способствует удешевление рубля и рост стоимости металла на мировых биржах. «Рост спроса на российский металл способствовал увеличению его производства, что, в свою очередь, привело к росту спроса на лом. Экспорт лома растет по этой же причине», – говорит он.

Антон Шулев, заместитель генерального директора ООО «СГМК-Трейд», заявляет, что в феврале 2021-го могли погрузить еще больше металлолома, однако рекорду помешал снег. «Показатели по-настоящему зимнего февраля 2021 года не смогли победить теплый и бесснежный февраль 2020-го. Рост погрузки лома черных металлов в первые два месяца 2021 года относительно прошлогоднего периода произошел благодаря ударной отгрузке января. Исторически низкий месяц в этом году стал нетипичным и был увеличен почти на 40% по сравнению с прошлым годом. Виной тому не карантинные меры, которые не позволили заготовителям лома отправиться в традиционные январские путешествия, а конъюнктура рынка», – отмечает эксперт.

На рынке в первые два месяца наступившего года разразился, по словам эксперта, острейший дефицит металлолома. Отечественные металлургические комбинаты на этом фоне повысили цены на металл. Они достигли абсолютного максимума за всю историю отрасли: в январе 2021-го к январю 2020 года цена выросла на 80%.

«Абсолютные максимумы заставили продавать накопленные запасы спекулятивно ориентированных игроков, которые накапливали сырье в ожидании зимнего роста цен. Добавили ажиотажа и предстоящие экспортные пошлины, которые заставили максимально быстро выгружаться всех поставщиков с экспортной ориентацией в нетрадиционный январь», – продолжает А. Шулев.

Прогноз на год: отгрузка и цены будут или расти, или падать

Показатели отгрузки лома черных металлов, по прогнозу Д. Семенкина, будут только расти. По подсчетам эксперта сейчас, в феврале 2021 года, цена лома так же высока, как и в декабре 2020-го, на уровне 23 тыс. руб. за тонну. «Высокая стоимость лома будет стимулировать его интенсивный сбор и заготовление, а затем и перевозку к местам переработки», – говорит он.

Однако А. Шулев утверждает обратное: по мнению эксперта, рынок стоит на пороге спада. «Значительную роль в снижении объемов перевозки лома сыграет фактический запрет на вывоз лома черных металлов с территории Республики Казахстан, и если в рамках ЕЭК не получится договориться о снятии этого запрета, то в объемах потеряет и АО «КТЖ», и ОАО «РЖД», – отмечает он.

Не сошлись эксперты и во мнении, как динамика отразится на погрузке РЖД.

По мнению Д. Семенкина, лом черных металлов в 2021 году в большинстве случаев перевозят по железной дороге, автомобильным транспортом его транспортируют на расстояние максимум 200 км. «Это тяжелый груз, к тому же сильно воздействующий на кузов транспортного средства. По расчетам нашей ассоциации, коэффициент перевозимости лома по железной дороге составляет не менее 70%. Поэтому любые изменения на рынке лома тут же повторяются уже на динамике перевозок этого груза железнодорожным транспортом», – поясняет Д. Семенкин.

Однако у железной дороги много недостатков, с которыми бизнес не готов мириться. Например, по словам эксперта, основные сложности перевозки возникают при выполнении операций по подаче-уборке вагонов на станциях погрузки-выгрузки. «Сам срок доставки невелик, но переработка вагонов на станциях отправления, назначения в большинстве случаев составляет срок, равный сроку самой доставки, а то и больше. Так, на ст. Новый Порт Октябрьской железной дороги в феврале находились вагоны, ожидающие подачи еще с декабря прошлого года! Если железная дорога хочет развивать сервис по повагонным отправкам, то ей надо озаботиться сокращением сроков подачи-уборки вагонов. РЖД необходимо покупать маневровые тепловозы и строить дополнительные маневровые пути на станциях с массовой погрузкой-выгрузкой», – отмечает он.

А. Шулев утверждает, участники рынка все чаще уходят от РЖД. «Мы видим тренд на работу с автотранспортом. Переходят не только исходя из экономических показателей, но и просто из удобства и предсказуемости осуществления этих перевозок. Не добавляет уверенности грузоотправителям и постоянное обсуждение изменения принципов тарифообразования. Сложно реализовать какой-либо проект, когда не понимаешь, что будет с тарифами на тот или иной класс груза или род подвижного состава», – объясняет заместитель генерального директора ООО «СГМК-Трейд».

При этом, по его словам, бизнесу с ОАО «РЖД» стало легче выстраивать диалог и решать какие-либо вопросы. «Надеюсь, что этот тренд не только сохранится, но и ускорит свое развитие», –.добавляет эксперт.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions