+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.02.2021 15:50:22
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Рост погрузки леса в 2021 году обусловлен восстановлением спроса и теплой зимой

По итогам прошлого года на сети железных дорог было погружено 40,7 млн т лесных грузов, что на 3,1% меньше, чем в 2019-м. При этом объем экспортных отправлений составил всего 20 млн т (сокращение на 11,6% по сравнению с 2019 г.). Вместе с тем уже по итогам января лесные перевозки демонстрируют рост погрузки – на 9,4%, до 3,4 млн т. В чем причины такой синусоиды и каковы прогнозы на будущее? 
Падение и рост

В прошлом году тенденция на рынке железнодорожных перевозок леса повторила картину последних лет.

По словам участников рынка перевозок, во-первых, последние 5 лет глобальное влияние на характер рынка лесных перевозок оказывала теплая зима. Как правило, многие лесные делянки расположены в тех местах, где возможна только зимняя заготовка при замерзшем грунте и, соответственно, есть возможность организовать вывоз. В этом году из-за холодной зимы появилась возможность заехать в делянки, доступ к которым ранее отсутствовал.

Во-вторых, свое влияние, несомненно, оказала пандемия. На фоне приостановки активной торговли из-за временного закрытия границ с КНР и спада производства в этой стране на рынке наблюдалась нехватка «ящиков» или контейнеров для перевозки леса. На этом фоне шло активное переключение перевозок готовой продукции на морской транспорт.

В этом году же постепенно начался спрос, что послужило своеобразным драйвером для рынка. Его участники также не исключают повышение уровня активности с правительственными мерами по декриминализации лесного комплекса. Напомним, что 29 сентября 2020 года президент Владимир Путин провел в режиме видеоконференции совещание по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса. «В развитии лесного комплекса России отмечаются явные диспропорции. Ведущие перерабатывающие предприятия отрасли находятся вдали от основных центров потребления продукции, прежде всего Азиатско-Тихоокеанского региона, где как раз и наблюдается благоприятная ценовая конъюнктура, растущий спрос, в том числе на экологическое топливо. При этом наши дальневосточные субъекты Федерации, имея потенциально хорошие конкурентные позиции (а это низкая стоимость лесных ресурсов, удобное плечо доставки), пока не могут этим воспользоваться, этими преимуществами, нарастить мощности по глубокой переработке древесины», – комментировал глава государства.

По итогам совещания он поручил к 31 мая 2021 года в том числе создать единую федеральную государственную информационную систему лесного комплекса, унифицировать понятийный аппарат, используемый в лесном законодательстве РФ; установить требования к местам (пунктам) приема, хранения, переработки древесины и продукции переработки древесины, включая оснащение таких мест (пунктов) техническими средствами контроля; установить требования об обязательной продаже древесины, заготовленной государственными и муниципальными учреждениями, на биржевых торгах и т. д.

Кроме того, с 1 января 2022 года президент поручил ввести полный запрет на вывоз из страны необработанной или грубо обработанной древесины. Спустя 2 недели правительство РФ ужесточило ответственность за незаконный вывоз лесоматериалов.

«Новаций много, и не все из них сообществом оцениваются позитивно. Готовятся проекты актов, в соответствии с которыми лесная отрасль будет регулироваться все больше и больше. Но не все эффекты, которые предполагается получить с введением этих мер, реализуемы или вообще воплощаемы в жизнь», – комментирует представитель лесопромышленной компании.

Что сейчас?

Несмотря на рост погрузки, проблем в лесном комплексе не убавилось. Лесники по-прежнему отмечают ограничения пропускной способности сети, в том числе на Восточном полигоне, активизацию контейнерных перевозок, нехватку локомотивов, действие карантинных мер со стороны Китая. Напомним, что в конце января корпорация «Китайские железные дороги» заявила о принятии всесторонних мер для усиления контроля над распространением коронавируса, вызывающего пневмонию нового типа.

Кроме того, есть решение президента о запрете с 2022 года вывоза из России кругляка хвойных и ценных лиственных пород. «Этот проект якобы для поддержки нашей мебельной промышленности, но, по сути, такие меры не означают стимулирования внутреннего производства, поскольку речь идет о достаточно больших инвестициях. В России крупных инвесторов, которые могли бы вложить сотни миллионов евро в строительство целлюлозно-бумажных комбинатов, не так много. И нет свидетельств о том, что пойдут инвестиции в лесную отрасль, она живет в условиях недофинансированности. Внутренний спрос на древесину без экспорта намного меньше», – отмечает собеседник издания.

Традиционно в Финляндии и Швеции достаточно большая концентрация производств, нацеленных на использование балансовой (годной только для целлюлозы и бумаги), а не деловой древесины. «Это означает, что с учетом меньшей мощности перерабатывающих мощностей в РФ в принципе леса будет изготавливаться меньше и переработка тем самым не вырастет», – добавляет он.

Общий тренд для российских компаний на этом фоне – с учетом высокого сезона и появления достаточного количества древесины – формирование своих зимних складов и подготовка к летнему снижению потока древесины, особенно традиционных хвойных пород. Но проблема состоит в том, что с момента заготовки древесина должна поступить на перерабатывающие предприятия в течение 2 недель, иначе появятся жучки и ее качество снизится. Поэтому летом традиционно возят пиловочное сырье. Хвойный ассортимент заготавливают меньше.

Прогнозы на 2021 год

Во-первых, определенная ставка делается на рост контейнерных перевозок на сети. Так, по итогам прошлого года всего в контейнерах было перевезено 540,5 тыс. TEU в 2020 году, в 2019-м – 512,8, рост на 5,4%. Правда, перевозки леса в контейнерах по итогам января снизились на 0,5%, до 37,7 тыс.

Во-вторых, недавно была утверждена стратегия развития лесного комплекса страны до 2030 года. «Она закрепляет переход к интенсивной модели ведения лесного хозяйства. Прежде всего за счет эффективной организации выборочных рубок и уходу за лесами – на основе наиболее успешных моделей. Чтобы повысить прозрачность отрасли в целом и пресечь серые схемы торговли, будут активно внедряться цифровые технологии и информационные системы», – отмечал председатель правительства РФ Михаил Мишустин.

Директор Всероссийского научно-исследовательского института лесоводства и механизации лесного хозяйства (ВНИИЛМ), член-корреспондент РАН, доктор сельскохозяйственных наук Александр Мартынюк позитивно оценил принятие документа, ссылаясь в том числе на то, что он предусматривает необходимость мер по повышению эффективности деятельности специализированных бюджетных и автономных учреждений, которые смогут осуществлять работы по приносящей доход деятельности. Согласно расчетам, это поможет вернуть финансовую составляющую в лесное хозяйство, существовавшее до 2008 года, когда 60–70% средств, направлявшихся на лесохозяйственные мероприятия, лесхозы зарабатывали сами.

Но сами участники перевозок пока замерли в ожидании.

«Сохранится ли плюс в погрузке в этом году? Видимо, да. Все-таки факторы, способствующие росту, есть на рынке – восстановление спроса после ковидных ограничений», – резюмирует участник рынка.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions