+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.10.2021 10:17:17
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Расширить БАМ vs построить новую ветку из Якутии?

На днях президент страны Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам встречи с модераторами ключевых сессий ВЭФ 2021 года. В числе прочих правительству РФ поручено рассмотреть вопросы «о строительстве железнодорожной линии от Эльгинского угольного месторождения до к Тугурского залива Охотского моря (Эльга – Чумикан), обратив внимание на оценку экономической целесообразности проекта такого строительства и предусмотрев механизмы реализации этого проекта, объем и источники его финансирования». Срок реализации поручения – до 1 декабря 2021 года. Ответственный – руководитель кабмина Михаил Мишустин.
На фоне сентябрьского решения правительства РФ, не поддерживающего предложенный компанией «Эльгауголь» (95% принадлежит «А-Проперти» Альберта Авдоляна, 5% у «Ростеха») вариант строительства новой железной дороги из Якутии до побережья Охотского моря, поручение главы государства выглядит неоднозначно.

Яркая дискуссия вокруг необходимости строительства этой ветки появилась в начале июля, когда генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров в разговоре о развитии Восточного полигона доложил президенту страны о том, что монополия рассматривает вариант строительства железнодорожной ветки в сторону Тихого океана. «Нужно будет сбалансировать возможности объемов вывоза, доставки грузов. Это одна составляющая по БАМ-3. Но коллеги предложили вариант – построить вообще отдельную ветку в сторону Тихого океана, при условии что им дадут возможность вывозить уголь. То есть это будет даже на БАМ и не Транссиб, а еще одна новая ветка выше, третья, параллельная, в сторону Тихого океана. Мы тоже этот вариант сейчас вместе с ними рассматриваем и будем предлагать правительству, чтобы дополнительно расширить и эти мощности», – сообщил тогда О. Белозеров.

В ответ Владимир Путин заявил, что «РЖД виднее». «Я, честно говоря, об этом первый раз слышу. Но если это целесообразно, делайте и это. Просто надо что-то делать, нельзя сидеть там просто», – резюмировал президент.

Вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий расширение Восточного полигона (модернизацию БАМа и Транссиба), поручил профильным ведомствам проработать проект строительства ветки. Представитель председатели заявил, что проект «заслуживает внимания, но он требует более детальной проработки для его дальнейшего рассмотрения в качестве дополнения к основной модернизации БАМа».

О самой дороге

Планируется, что строительство дороги позволит увеличить экспорт российской угольной продукции на зарубежные рынки, а также высвободить пропускную способность БАМа для других грузоотправителей.

По проекту протяженность дороги Эльга – Чумикан составит около 500 км. Провозная мощность прогнозируется на уровне около 30 млн т, ветка покроет до 70% потребностей компании в экспорте угля.

Сроки строительства составит 5 лет, окупаемость проекта – около 7 лет.

В середине сентября правительство не поддержало «Эльгауголь» в проекте прямой дороги из Якутии к Тихому океану. Вместо этого предлагалось расширить БАМ за 332,6 млрд руб., которые поступят из инвестпрограммы ОАО «РЖД» и ФНБ. Эксперты назвали такой вариант логичным, отмечая, что включение новой ветки в государственные планы создало бы слишком много сложностей.

В частности, рассмотрение проекта вызвало недовольство у угледобывающих регионов (Хакасии и Бурятии). Главным стал вопрос о приоритетном пропуске угля по инфраструктуре ОАО «РЖД» в течение 5 лет, пока будет строиться ветка Эльга – Чумикан. Эксперты отмечали, что рынку и РЖД требуется в таком случае перекраивать структуру перевозок.

Но инициатор проекта – «Эльгауголь» – заявил, что планирует строить ее самостоятельно, без помощи бюджетного финансирования. 

О грузовой базе

Сегодня на долю Республики Саха (Якутия), по данным республиканского правительства, приходится 40% запасов угля на Дальнем Востоке.

По итогам прошлого года угольные предприятия Якутии добыли 20 млн т, в этом году они собираются удвоить добычу, а с 2025 года планируют направлять на экспорт 64 млн т, из них 30 млн т – Эльга. Эти объемы вдвое превышают возможности БАМа и Транссиба, даже с учетом модернизации.

По данным РЖД, погрузка дальневосточного угля выросла в 1,7 раза в январе – сентябре– 22,5 млн т угля. «Значительную долю в рекордных показателях занимают якутские угли Эльгинского месторождения, погрузка которых увеличилась в 3,7 раза в январе – сентябре, достигнув 10,5 млн т», – сообщает пресс-служба ДВЖД.

По прогнозам республики, в ближайшие три года добыча угля в регионе должна вырасти вдвое, с 34–35 млн т в этом году до 80 млн т в 2024-м.

Эльгинское месторождение угля в Якутии – одно из крупнейших в мире. Запасы месторождения по классификации JORC достигают 2,2 млрд т коксующегося угля.

На сегодня у Эльгинского угольного комплекса есть одна частная дорога Улак – Эльга протяженностью 321 км, соединяющая месторождение с БАМом в Амурской области.

Об инвестициях

Вместе со строительством нового порта и подвижным составом проект частной линии оценили в 97,1 млрд руб. из них 37,3 млрд руб. будут затрачены на железнодорожную линию. Таким образом, 1 км дороги оценили в 74,6 млн руб. Еще 28,4 млрд руб. предназначено на закупку подвижного состава, а создание порта у поселка Чумикан на побережье Охотского моря обойдется в 31,4 млрд руб.

Рассуждая о реалистичности такой оценки, аналитики Центра экономического прогнозирования Газпромбанка сравнивают стоимость объектов-аналогов: линию Томмот – Нижний Бестях в Якутии, строящуюся в 2005–2014 гг., и проектируемую линию Кызыл – Курагино в Республику Тыву. Оба объекта – это однопутные линии схожих параметров по пропускной способности.

«В ценах прошлого года стоимость ветки Томмот – Нижний Бестях в Якутии, построенной в схожих климатических, но более простых инфраструктурных условиях (параллельно строящейся железнодорожной ветке шла автодорога «Лена»), составляет 215 млн руб./км. Стоимость планирующейся ветки в Республику Тыву составляет 340 млн руб./км (вероятно, по причине более сложного рельефа). Если рассчитать стоимость ветки Эльга – Чумикан в уровне цен для другого железнодорожного проекта в Якутии, то цена только ветки (без подвижного состава и порта) достигнет 108 млрд руб.», – рассуждают аналитики ЦЭП.

Для сравнения, по данным источников, близких к компании «РЖД», стоимость постройки 1 км при проектировании развития участков Восточного полигона варьируется в диапазоне от 300 до 600 млн руб.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин ранее оценивал стоимость всего проекта (железной дороги и порта) в $2,5–3 млрд.

При этом стоит отметить, что «Эльгауголь», объявляя оценку стоимости проекта, предложило РЖД дать гарантии на время стройки на перевозку угля. «Начало работ по проекту предполагается с момента подтверждения РЖД гарантированного вывоза эльгинского угля, что является принципиальным условием для финансирования проекта», сообщал генеральный директор компании «Эльгауголь» Александр Исаев в письме заместителю министра транспорта Владимиру Токареву.

В РЖД тогда отмечали, что прорабатывают различные варианты вывоза угля из Якутии в рамках поручения президента, а также все возможности эффективного использования государственных средств на реализацию инфраструктурных проектов. Но вместе с тем предупредили, что для заключения подобного договора о гарантии потребуется внести изменения в федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта РФ», а также в правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.

Как бы там ни было, в начале декабря прояснится, будет ли эта дорога все-таки построена. И главное, может ли она стать альтернативой III этапу расширения БАМа?

В этом случае даже при строительстве ветки из Якутии за счет частных инвестиций РЖД придется вносить коррективы в свою инвестиционную программу и правила недискриминационного доступа.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions