+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.09.2021 12:50:51
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Привлекательность транзита по сети РЖД растет

Транзит контейнеров на РЖД может превысить по итогам 2021 года 1 млн TEU. Какие факторы способствовали этому? На этот вопрос постарались найти ответы на XVI Международном форуме по развитию транспортных коридоров – в рамках сессии, посвященной железнодорожным перевозкам, которую модерировал главный редактор журнала РЖД-Партнер Александр Ретюнин.
Одной из причин прироста транзита стал рост ставок морского фрахта на кружном морском маршруте на оси между странами ЕС и АТР, уточнила независимый эксперт Софья Каткова.

Действительно, по данным аналитиков Clarkson Research Services, заработки морских перевозчиков достигли максимума за 13 лет.

Более всего выросли ставки на контейнерные перевозки на евро-азиатском направлении. Например, доставка 40-футового контейнера из Китая в Европу в августе стоила $14,3 тыс., что впятеро больше прошлогоднего уровня.

Основными причинами происходящего аналитики называют, во-первых, рост спроса на товары и сырье в ходе восстановления мировой экономики после смягчения принятых мер по борьбе с последствиями коронавируса. А во-вторых, – продолжающиеся сбои в глобальных цепочках поставок из-за нехватки контейнеров, уточнила директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «ОТЛК ЕРА» Лариса Коршунова.

Что привлекает к железнодорожным МТК?

На этом фоне тарифы на транзит по железнодорожным коридорам через РФ остаются стабильными, а значит, становятся привлекательнее для клиентов, хотя и остаются нерешенные проблемы.

Следует также признать, что раскрутке железнодорожного транзита способствовали и другие обстоятельства. В частности, предложение клиентам цифровых сервисов. Ранее электронный документооборот уже охватил перевозки между РФ и странами Балтии, а также Белоруссией и Финляндией.

Особо стоит отметить перевозки между РФ и Финляндией. В электронном виде удалось предоставить возможность оформить не только порожние, но и груженые рейсы, а также практически все товаросопроводительные документы, рассказал первый заместитель начальника Октябрьского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Заур Таркнаев.

Пока, правда, это сделано в двустороннем прямом железнодорожном сообщении, но до конца 2022 года речь может идти уже и о статусе для международных железнодорожных перевозок транзита. В Финляндии также обсуждается вариант стыковки электронных железнодорожных накладных с морскими коносаментами.

В 2021 году в рамках пилотных проектов появился ряд новых сервисов. В частности, это отправки 7 поездов из Финляндии в направлении Японии. Документы оформлялись в электронном виде. В основном это были отправки бумаги. Пока они связаны в основном с одним якорным клиентом, но сейчас ведутся переговоры о переходе на ЭДО и с другими поставщиками бумаги, а также пиломатериалов. Китай подстегнул ставки морского фрахта и для других стран. Для Японии отправки из Финляндии стали вчетверо дороже, что заставило производителей бумаги переключиться на транзит по железным дорогам через РФ.

Новые сервисы

Среди новых сервисов – отправка из Санкт-Петербурга на юго-запад Китая (Ченду) пилотных контейнерных поездов (пока – около 770 TEU). Следует отметить, что в 2021 году значительно выросли перевозки транзита в Китай через Казахстан.

Ранее маршруты через Достык и Алтынколь имели резервы пропускной способности, то сейчас интенсивность перевозок здесь выросла в 5 раз. Это не означает, что в Казахстане исчерпали имеющиеся возможности для транзита, но столкнулись с техническими сложностями, связанными со столь существенным ростом.

Если в центральном аппарате их смогли преодолеть, то этого нельзя сказать о местной работе. По словам экспертов, не хватает маневровых ресурсов и персонала на дистанциях. Это вызывает сбои в движении, поскольку основная часть маршрутов использует однопутку с разъездами. Есть ограничения, которые создают стыковые станции. Также пропуск вагонопотоков сдерживает работа таможни Казахстана. Соответственно на казахстанском направлении еще имеются резервы.

Появилось также новое направление для РЖД: Финляндия – Индия. Правда, здесь пока отправлен всего 1 поезд в рамках пилотного проекта.

В ОЖД полагают, что старт перевозок по маршруту Финляндия – Япония следует считать прорывным решением. Ведь ранее переговоры о железнодорожном транзите с японскими партнерами проводили регулярно, но почти всегда заканчивались разговорами о намерениях. Реальный грузопоток был почти нулевым. А сейчас отправки, хотя и небольшие, но тем не менее они есть. И имеют перспективу, если будут расшиты узкие места. Обозначим те, что добавились в последнее время.


Польша – узкое место

Начнем с того, что некоторый всплеск интереса к доставкам через погранпереходы Бусловская и Вяртсиля объясняется высокой загрузкой порта Усть-Луги углем в Европу. Появление этих объемов стало неожиданностью для стивидоров. И поэтому открылась дополнительная транзитная ниша для финских портовиков и железнодорожников. Более того, на финские терминалы, ранее пустовавшие, стал поступать и российский уголь.

Также вызывает повышенный интерес направление на Белоруссию – из-за возникновения барьеров для транзита через РФ на украинском направлении. Активность движения отмечена не только через Брест, но и через другие белорусские переходы (Брузги, Свислочь, Изов).

Если белорусские железнодорожники оказались готовы принять нынешние объемы, то польская сторона реагирует на эти события с опозданием. И польские станции являются сейчас узким местом для транзита на восток.

Нишу пытаются заполнить транзитом через Калининград. Это привело к оживлению перевозок и по железным дорогам стран Балтии, отметила председатель правления ООО LDz logistics Юлия Василькова.

Куда едем?

Всплеск транзитных перевозок вызвал у клиентов закономерный вопрос: найдется ли для него ниша на сети РЖД? Ведь известно, что Восточный полигон загружен российским экспортом, а для РЖД транзит сам по себе не генерирует высокие доходы, поскольку прежде всего в этом плане имеют значение поступления от операций по погрузке и выгрузки на путях общего пользования.

Эта тема обсуждается в ОАО «РЖД». В холдинге признали определенные сложности с пропуском транзита на восток. Решения по этому поводу пытаются принять, скоординировав усилия, Центральная дирекция управления движением и ЦФТО.

Если ранее была попытка это сделать, переключив часть грузопотоков на Юг и Северо-Запад, то сейчас эти резервы в значительной мере, по-видимому, исчерпаны. Опросы грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, показывают, что клиенты в сентябре стали обращать внимание на увеличение заторов в направлении порта Новороссийск. Появились тревожные сигналы о том, что ресурсы инфраструктуры в направлении порта Усть-Луга постепенно иссякают.

Все это требует дополнительных усилий со стороны ОАО «РЖД» для поддержки перевозок транзита по железнодорожным участкам МТК, проходящих через территорию РФ. В частности, по увеличению скорости доставки грузов. Однако в долгосрочной перспективе это потребует также укрепления инфраструктуры. И не только на востоке, но и на других направлениях.

В том числе с учетом роста спроса на транзит. Причем не только контейнерного. Скажем, на Северо-Западе ожидается появление транзита белорусских удобрений в объеме 12 млн т в год (в дополнение к уже отправляемых через РФ белорусских грузопотоков нефтепродуктов).

Как отмечают эксперты, ставки морского фрахта на кружном морском маршруте через Суэцкий канал растут не только на контейнерные сервисы, но и на сухогрузный тоннаж. У владельцев морских балкеров, по данным Clarkson Research Services, зафиксирована также рекордная прибыль за последние 11 лет.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions