+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.02.2021 16:03:53
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Предложение Аэрофлота о введении нового тарифа эксперты называют новой попыткой овербукинга

«Аэрофлот» предложил ввести в России тариф, при котором авиакомпании смогут менять условия перевозки пассажира, включая дату, рейс и класс обслуживания, в одностороннем порядке.
Как сообщили СМИ, Предложение продавать билеты на негарантированные перелеты оформлено в виде проекта федерального закона о внесении изменений в Воздушный кодекс и авиационные правила и 11 февраля направлено президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимиру Тасуну.

В частности, «Аэрофлот» предложил разрешить авиаперевозчикам самостоятельно, без согласия самого пассажира, который купил билет по такому тарифу, менять условия перевозки: дату, рейс, маршрут и класс обслуживания. Кроме того, компания в некоторых случаях должна будет выплатить компенсацию пассажиру. Но она не будет выплачена, если уведомление о невозможности предоставить место на рейсе пришло за две недели до вылета. Максимальный размер выплаты составит 30 тыс. руб. Также у пассажира будет возможность купить билет на этот же рейс по обычному тарифу, но уже с гарантированным перелетом.

Ряд компаний отказались комментировать, но мнения экспертов отрасли о такой идее разделились.

Так, к примеру, главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов называет эту меру недопустимой, поскольку для легализации овербукинга существует другие законные способы.

«Даже в среднесрочной перспективе это предложение, безусловно, несет намного больше вреда отрасли, чем пользы. Это приведет к дальнейшему сжатию корпоративного сегмента, потому что если самые дешевые тарифы станут не подтвержденными, то подтвержденные тарифы еще вырастут в цене. Соответственно, корпоративный сегмент будет сжиматься. Кроме того, для большинства людей лотерейный вариант – очень сомнительный. Не очень понятно, на кого этот тариф рассчитан», - говорит он, добавляя, что для компании это попытка избавить себя от ответственности за любые коммерческие практики.

Очередной попыткой авиакомпаний легализовать овербукинг называет предложение «Аэрофлота» транспортный редактор Travel.ru Юрий Плохотниченко. «По этому предложению пассажир теряет почти все права, предоставляемые ему сейчас договором перевозки. Авиакомпания в любой момент сможет расторгнуть договор по своему усмотрению и фактически без последствий для себя. Афишируемые «компенсации» пассажирам введены в проект лишь для отвода глаз и на практике окажутся ничтожными.

Никакого снижения средней цены билета не произойдет, совсем наоборот - она повысится с помощью вышеописанного механизма выкидывания с рейса пассажиров с дешевыми билетами и повторной продажи их мест. Любая законотворческая инициатива авиакомпаний, будь то про безбагажные тарифы, урезание ручной клади, ввод невозвратных билетов и прочее - это всегда про то, чтобы пассажиры стали платить больше», - высказывается он.

Предлагаемый проект, по мнению эксперта, - это полное бесправие пассажира и бесконтрольное всевластие авиакомпаний. «Если законодатель действительно захочет защитить интересы пассажира, то следует ввести настоящие крупные компенсации за овербукинг, подобные действующим в Евросоюзе, где отказ в перевозке стоит авиакомпаниям от 250 до 600 евро. И уравнять пассажира в правах с авиакомпанией - если перевозчик может отменить билет за две недели без штрафа, то и пассажир должен иметь такую возможность даже по невозвратному тарифу», - говорит он.

С ним солидарен промышленный эксперт Леонид Хазанов. «Предложение «Аэрофлота» мне напоминает попытку использования овербукинга. На подобный шаг «Аэрофлот», по всей видимости, толкают убытки, полученные им в 2020 году — почти 100 млрд рублей. Используя же овербукинг, «Аэрофлот» сможет нарастить свои доходы и загрузить рейсы, на которые покупается мало билетов. Однако данный подход вряд ли удобен самим пассажирам, поскольку увеличивают их риск попасть в нужные им пункты назначения в не самое удобное для них время», - говорит он.

По мнению эксперта, такой способ «оптимизации» пассажирских перевозок вряд ли повлияет на стоимость билетов - не в интересах авиакомпании ее снижать. «"Аэрофлот" выбрал далеко не лучшее время, поскольку воздушное сообщение не восстановилось до докоронавирусного уровня и выбор у пассажиров рейсов различных авиаперевозчиков значительно меньше, чем в начале 2020 года. Значит, им будет сложнее отказаться от навязанной услуги и брать билеты на более удобные рейсы», - резюмирует Л.Хазанов.

В то же время редактор avia.ru Роман Гусаров называет эту идею, наоборот, попыткой избежать овербукинга, но с оговоркой – если она будет разумно реализована. «Есть немалое количество путешественников, в первую очередь, это молодежь, студенты, которым не важно, в какое время в течение суток вылететь. Для них важна цена билета. Если «Аэрофлот» будет гарантировать, что в течение этих суток вы вылетите не известно на каком рейсе, но в нужном направлении и при этом стоимость билета будет дешевле на 10-20% дешевле, почему нет? Многие люди воспользуются такой возможностью», - комментирует он.

Аргументируя свою позицию, Р.Гусаров также добавляет, что у авиакомпании на одном направлении есть востребованные рейсы и так скажем не очень. К примеру, многие пассажиры хотят улететь утром или вечером, дневные рейсы и ночные не так популярны.

«Получается, что у авиакомпании на одни рейсы билет купить не возможно, а другие рейсы вылетают полупустые. Может быть, этот тариф позволит более равномерно загрузить рейсы. И от этого будет выгода всем: и авиакомпаниям, и часть пассажиров улетит за меньший тариф», - отмечает он.

При этом собеседник также обращает внимание на реализацию компенсации. Здесь ссть два формата соблюдения прав пассажиров. Первый – если это будет прописано в законодательстве. Принятие закона об овербукинге поднимается периодически, но по факту без его принятия, овербукинг все равно есть, а права пассажиров не защищены, в том числе и компенсации не оговариваются.

Второй путь – если авиакомпания самостоятельно в своих правилах пропишет формы компенсации. Здесь речь идет о том, что когда пассажир, приобретая билет на сайте, соглашается с правилами перевозки, говоря юридическим языком. Соответственно, в этих правилах прописаны компенсации, авиакомпания обязана будет эти компенсации выплатить в оговоренных случаях. «Я не вижу здесь каких-то опасений или угроз», - резюмировал Р.Гусаров.

Оперативно получить комментарий от авиакомпании «Аэрофлот» пока не удалось. Вместе с тем, официальный представитель «Аэрофлота» Михаил Демин сообщил СМИ о том, что вопрос о введении нового тарифа на авиабилеты сейчас не рассматривается.

По его словам, этот вопрос был актуальным во время массовой отмены рейсов из-за пандемии. И в настоящий момент в актуальной повестке такая инициатива не значится: «Она действительно прорабатывалась в период пандемии как одна из инициатив по приданию пассажирам большей уверенности в периоды массового изменения расписания, возможных изменений типов воздушных судов, неопределенности со сроками снятием ограничений. Инициатива по сути состоит в создании еще одной тарифной опции наряду с другими, уже существующими», - сказал он.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions