+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.06.2021 15:18:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Поражение Метростроя на фоне победных кубков Зенита

Сегодня многострадальная станция «Зенит» вновь открылась для пассажиров. В этот раз запуск станции отложить было невозможно – первый матч чемпионата Европы по футболу Eвро-2020 в Санкт-Петербурге состоится уже 12 июня. Команду на открытие начальнику станции дал вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Соколов, на которого ранее и летели все шишки за недострой – он курировал строительные работы в 2018 году на посту министра транспорта.
Год доработок
Впервые станция Петербургского метрополитена «Зенит» была открыта 26 мая 2018 года. На тот момент она называлась «Новокрестовская». С первого дня станция поразила экспертов обилием недоделок и строительных ошибок. С 2 апреля 2020 года она закрылась для устранения замечаний. Для общественности закрытие станции объяснили невостребованностью остановки из-за вспышки коронавирусной инфекции COVID-19.

На деле же на станции целый год кипела работа – на сегодняшний день устранено 708 замечаний. Частично инженерные системы уже предъявлены метрополитену в доукомплектованном виде, некоторые, включая пассажирские конвейеры и лифты, еще находятся в работе у подрядной организации и готовятся к пуску и наладке.

Какие инвестиции потребовались на устранение недочетов – загадка. На этот вопрос вице-губернатор отвечать отказался. «Сколько было потрачено – это уже в прошлом. Мы сделали так, чтобы станция соответствовала всем требованиям – и строительным, и по безопасности метрополитена», – сказал он.

М. Соколов лично проверял станцию в апреле 2021 года, обещая ее запустить к концу мая в работоспособном состоянии для приема болельщиков. Однако тестовый запуск, прошедший 2 мая, оставил у журналистов и посетителей ощущение, что «Зенит» еще необходимо дорабатывать.

Но и состоявшееся сегодня «торжественное открытие» не значит, что станция готова к работе в полную силу. После чемпионата она будет действовать в облегченном режиме. «Станция будет работать, но в особом режиме. Опыт работы станции после чемпионата мира показал нам, что для пассажиров достаточно одного вестибюля – Южного», – рассказал М. Соколов. Действительно, нагрузка на станцию сильно варьируется в зависимости от проходящих мероприятий. Так, в дни матчей ЧМ-2018 тогда «Новокрестовская» принимала в среднем почти 40 тыс. пассажиров, в 2019 году в выходные дни – 5 тыс., а в рабочие дни и вовсе около 3 тыс. Впрочем, согласно данным рекламного бюро «Коммет», размещающего рекламу в метрополитене Петербурга, эти цифры сравнимы с объемами пассажиропотока станций «Волковская», «Бухарестская», «Шушары» и «Обухово», однако их закрывать не планируют.

Зенит – лишь симптом
Ситуация со станцией «Зенит» во всей неприглядной красе отражает особенности метростроительства в Петербурге в общем – срывы сроков, претензии к качеству работ и отсутствие хоть сколько-нибудь достоверных прогнозов о том, когда ситуация нормализуется. Причем даже у представителей метрополитена, которые до последнего не знали, будет ли работать станция после ЧМ даже в день ее открытия.

Вместе с 2020 годом закончился 12-летний период, заложенный на строительство 41 станции метро в Концепции развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта в Санкт-Петербурге на период до 2020 года. Однако с 2008-го ввели в эксплуатацию лишь десять из них.

В ближайшие 6 лет в Петербурге планируется построить восемь станций метрополитена. Чтобы это стало возможным, в I квартале этого года город запросил дополнительную поддержку из федерального бюджета. Деньги Петербургу действительно не помешали бы. Вряд ли без федеральной поддержки метростроителям удастся показать выдающийся результат, особенно с учетом столь скромного бюджета: на строительство метрополитена в 2021 году направят около 10 млрд руб., в 2022-м – до 15 млрд руб. При экс-губернаторе Георгии Полтавченко на метро щедро отстегивали около 20 млрд руб., однако «Метрострой» не успевал освоить такие суммы. При этом в бюджете Москвы на период с 2019 по 2021 год на строительство метро было заложено более 580 млрд руб. После этого вопросы, как за последние 10 лет в столице ввели 56 станций метро, просто отпадают.

Федеральное софинансирование, как надеются в Смольном, поможет приблизить момент постройки зеленых станций «Богатырская» и «Каменка», фиолетовой станции «Шуваловский проспект» и оранжевой станции «Кудрово».

Впрочем, эксперты склоняются к тому, что проблема с метро в Петербурге связана не только с отсутствием средств бюджета. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, объясняя, откуда такие задержки, пеняют недостатком средств конкретно на счетах ОАО «Метрострой», ранее – единственного строителя подземки в Северной столице.

Непродуктивное «противостояние» города и «Метростроя» тоже не ускоряет работу. В компании проблем хватает: на данный момент в отношении нее введена процедура наблюдения в рамках дела о банкротстве, ее технику арестовывают приставы, реестровая задолженность близится к 6 млрд руб., возникают проблемы с выплатой налогов. Из предприятия и его подразделений один за другим уходят топ-менеджеры.

На фоне этого в КРТИ приняли решение предоставить возможность другой компании участвовать в развитии метрополитена города. Речь идет об АО «Метрострой Северной столицы», совместном проекте ВТБ и городских властей. Компания была создана в ноябре 2020 года, и большую часть акций (65%) в ней получил город. В настоящий момент по поручению президента РФ правительство рассматривает вопрос о присвоении статуса единственного исполнителя «Метрострою Северной столицы» по вопросу проектирования, строительства и реконструкции городского метрополитена.

Кстати, вчера стало известно, что «Метрострой Северной столицы» намерен обанкротить ОАО «Метрострой» и уже организовал поиск юристов, которые возьмутся за дело. Начальная стоимость услуг оценивается в 32 млн руб.

Сейчас в городе строятся два участка и четыре станции метро. Именно на них «Метрострою Северной столицы» предстоит показать свое превосходство над предыдущим подрядчиком. Но пока «переходный период» и не думает заканчиваться. Уже перенесли срок сдачи участка Лахтинско-Правобережной линии метро от «Спасской» до «Горного института». Согласно концепции развития транспортной системы Санкт-Петербурга 2017–2038 гг., он должен был открыться в 2019 году. Продление контракта стороны объяснили «уменьшением лимитов бюджетных обязательств» (то есть секвестром бюджета). К 2022-му должны были завершить участок Красносельско-Калининской линии со станциями «Юго-Западная» и «Путиловская». В январе «Метрострой» заверил, что оба строящихся участка планируются к сдаче в 2023 году. Однако, судя по заявлению М. Соколова, ждать новых торжественных открытий стоит только к 2024 году, а обещаниям «Метростроя» и вовсе верить опасно.

В конце хотелось бы вернуться к «Зениту». Станция изменила свое название через несколько дней после завоевания петербургским футбольным клубом титула чемпиона России в год 95-летия со дня основания клуба. После переименования станция получила новое оформление – в корпоративных цветах команды. А еще теперь в вестибюле «Зенита» в витринах стоят кубки, завоеванные клубом. Однако, как уточнил тренер команды Константин Зырянов, они будут выставлены там лишь временно, а после вернутся на законное место.
Остается надеяться, что это – не знак того, что и станция «Зенит» будет открыта для петербуржцев лишь временно. Вновь.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions