+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.01.2021 15:57:48
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Погрузку в 2020 году стабилизировать в РЖД так и не смогли

Объемы перевозок на российских железных дорогах, по данным ОАО «РЖД», в 2020 году уменьшились на 2,7% по сравнению с 2019-м и составили немногим больше 1,2 млрд т.
Итоговый результат вполне укладывается в прогноз, который был сделан в ноябрьском обзоре за 2020 год. Уже в конце осени было очевидно, что погрузка за предыдущий год останется в отрицательной зоне на уровне, чуть меньшем чем -3%.

При этом оправдались надежды на то, что ушедший декабрь немного улучшит сводку за 11 месяцев 2020 года. По данным ИСП «Железнодорожные перевозки», прибавка в декабрьских перевозках (по накладным) оценивается в пределах +0,7% по сравнению с аналогичным месяцем 2019-го. Оперативная сводка от ИПЕМ свидетельствует о расчетном приросте погрузки лишь на 0,3% соответственно.

Декабрь обычно является месяцем, когда отправители стремятся отправить грузов по максимуму, чтобы успеть до индексации тарифов ОАО «РЖД» в следующем году. Однако в последнем месяцев истекшего года особого прорыва не произошло.

Скорее, в декабрьский отчет попала часть объемов, которые планировалось отправить в январе текущего года. Причина простая – затянувшиеся банковские каникулы, которые сдвинули часть объемов погрузки на конец декабря.

Традиционный стимул – отправить как можно больше грузов до индексации тарифа РЖД в 2021 году – на этот раз сработал гораздо в меньшей степени, чем обычно. Ведь риски, связанные со сбытом в январе на фоне принятых мер борьбы с последствиями коронавируса, могли быть гораздо больше, чем потенциальные выгоды от ускорения отправки продукции.

Вся надежда на экспорт

Обращает также внимание тот факт, что динамика грузооборота в 2020 году оказалась на 0,5 п. п. лучше динамики объемов погрузки. Как предположили эксперты, здесь сыграли свою роль два фактора.

Первый – увеличение среднего расстояния перевозки в полувагоне. Это, кстати, подтверждают данные о контрактах на предоставление полувагона на ЭТП «Грузовые перевозки»: из них можно сделать вывод о том, что среднее расстояние перевозки в обычном полувагоне составило 1622 км, что на 18,2% больше, чем в 2019-м.

Правда, в среднем по парку в данном сегменте результат будет не столь резко выраженным, поскольку в конце прошлого года на ЭТП «Грузовые перевозки» в отдельную позицию стали выделять статистику по предоставлению полувагонов повышенной вместимости. А там расстояние перевозки почти не меняется, поскольку такой парк используется преимущественно на маршрутах.

К тому же, как отметил председатель подкомитета по железнодорожному транспорту комитета по транспорту и экспедированию ТПП РФ Евгений Реутов, в 2020 году выросли экспортные отправки, а внутренние оказались оптимизированными. Это и сказалось на увеличении расстояния перевозок.

Второй фактор менее значителен. Но, тем не менее, он оказал влияние на грузооборот. Обычные полувагоны собственники стали чаще выводить из рабочего парка и размещать в отстой. Полувагоны повышенной вместимости операторы стремились по максимуму ввести в работу. А стоит отметить, что такой парк добавляет сети грузооборот, поскольку является грузом на колесах.

В заявках и подаче вагонов – разночтения

Также комментария заслуживает тот факт, что грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии оказался на 0,4 п. п. хуже грузооборота в груженом состоянии. Это отчасти эксперты объясняют тем, что профицит полувагонов в 2020 году способствовал также ухудшению их оборота и производительности.

Другая причина – по данным Центральной дирекции управления движением, в отдельные месяцы прошлого года при наличии согласованных заявок формы ГУ-12 фактическая ежесуточная погрузка в среднем оказывалась существенно меньше запланированной (в феврале, например, на 11,9%).

Это приводило к заадресовке вагонов сверх потребности. Их подавали на станции отправки. В результате они забивали пути. И на сети в дальнейшем отставляли от движения подвижной состав. (Опять-таки для примера можно привести февраль, когда застряли более 60 тыс. полувагонов назначением на Западно-Сибирскую железную дорогу).

Тем самым возникают ограничения инфраструктуры и снижение маневренности. Также формируются потенциальные риски предъявления претензий за просрочку доставки порожних отправок.

Если на сети удастся решить задачу по исключению из производственного цикла (или перевозочного процесса) части избыточного количества порожних вагонов (с передислокацией их на станции отстоя), то динамика грузооборота с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии может улучшиться. Правда, на ситуацию может аналогичным образом повлиять и прибавка в динамике объемов погрузки.

Что способствовало притоку грузов на сеть?

Драйверов железнодорожной погрузки по итогам 2020 года набралось немного. Это кокс (+4%), минеральные удобрения (+3,7%), зерно (+28,7%), стройгрузы (+6,1%), цветная руда и серное сырье (+2%), а также грузы в контейнерах и относящиеся к категории прочих (+4,1%).

Правда, прибавка могла быть несколько больше, если бы не некоторые обстоятельства. Например, по углю свою поправку внес Восточный полигон: как было отмечено в рамках съезда Союза транспортников России, потери в погрузке на сети от принятых мер борьбы с последствиями коронавируса вполне возможно было сбалансировать за счет роста погрузки на дальневосточном направлении.

Однако недостаточное развитие инфраструктуры на Восточном полигоне не позволило это сделать. В частности, заявки на перевозки угля значительно превысили провозную способность РЖД. По оценкам участников рынка, объем не вывезенного на восток угля, который мог быть отправлен, но не получил согласования от железных дорог, – около 30 млн т. Из них – две трети приходится на Кузбасс, 1,5 млн т – на Бурятию, остальное – на других участников рынка.

Еще одна позиция, по которой могло сформироваться улучшение, – щебенка. Например, в декабре прошлого года вывоз балласта для нужд РЖД, по данным ИСП «Железнодорожные перевозки», сократился на 55,6%. И только поставки щебня для строительства и ремонта автодорог на Юге РФ, которые нагоняли допущенное ранее отставание, свели суммарный минус по погрузке инертных материалов в декабре на сети, по данным ИПЕМ, на уровень 3,3%.

Декабрь подпортил отчетность по динамике погрузки и цветной руды. В последнем месяце истекшего года она снизилась едва ли не на 12%.

Что потянуло вниз?

Снижение погрузки по итогам 2020 года было связано с целым рядом якорных для РЖД номенклатур. Это, в частности, каменный уголь (-5%), нефть и нефтепродукты (-10%), черные металлы (-10%), цемент (-4,5%), лес (-3,1%), химикаты и сода (-6,1%) и промсырье (-3,6%).

Нефтегрузы снизились в связи с тем, что у России имелись обязательства по сделке ОПЕК+ на международном рынке. Соответственно сократились и объемы переработки нефти. Заметные потери на РЖД связаны также со снижением экспорта бензина и с переключением на автотранспорт части его перевозок. Однако, как отметили участники рынка, есть также снижение и по объемам перевозок темных нефтепродуктов, несмотря на некоторый рост отправок по импорту.

На отрицательную динамику по черным металлам повлияла прежде всего неблагоприятная конъюнктура на внешних рынках, а на цемент – общая ситуация в строительстве внутри РФ.

Что ждать в перспективе?

Прогнозы на 2021 год звучат достаточно осторожные. В Минэкономразвития России ожидают, что экономика приблизится к докризисному уровню в III квартале текущего года. Это значит, что в I полугодии может сохраниться отрицательная динамика погрузки РЖД. Как предупреждают в Минэкономразвития, прогнозная траектория в 2021-м характеризуется существенной неопределенностью.

Как полагает президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин, в итоге погрузка по итогам 2021 года может сохраниться в объеме, близком к прошлому году.

При неблагоприятном сценарии возможен спад в размере 1,5–2%. Сейчас российская экономика поддерживается государством. Однако в дальнейшем эта поддержка может иссякнуть. Всплывет проблема отложенных платежей. И тогда возрастают риски стагнации.

Ряд экспертов обращают внимание на то, что прогнозы роста ВВП РФ в 2021 году в значительной мере основываются на расширении внутреннего спроса. А этого может и не случиться. В таком случае есть риск снижения грузовой базы РЖД, поскольку у спроса на экспорт есть определенный предел. Например, рост потребления угля ожидается всего на 0,5% к уровню 2020-го, а нефтегрузов – не более чем на 1,7%.

В ОАО «РЖД» официальных прогнозов на 2021 год не дают. Ранее предполагалось, что погрузка может увеличиться на 0,2% по сравнению с 2019-м за счет прибавки в объемах внешнеторговых отправок. Это означает, что к 2020 году рост может составить 2,9%, что ниже прошлогоднего прогноза Минэкономразвития по росту российской экономики (+3,3%).

Ожидается, что в эти прогнозы будут внесены поправки. И в ОАО «РЖД», очевидно, ждут результатов погрузки в январе. Однако, по предварительным данным, ее объем будет близким к прошлогоднему уровню. И это указывает на риск того, что 2021 год в лучшем случае принесет стабилизацию перевозок, а не приведет к их восстановлению на уровне, превышающем 2019 год.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions