+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.06.2021 12:53:08
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Погрузка на сети РЖД: глобальное потепление или локальный весенний тренд?

Погрузка на РЖД в мае выросла до 110,9 млн т, что на 10,3% больше, чем за аналогичный период 2020 года. Означает ли это, что на сети началось восстановление объемов на доковидный уровень? Попробуем разобраться в прогнозах.
Это также на 4,3% больше, чем за тот же месяц 2019 года. Но тут следует иметь в виду: май тогда выдался по ряду причин не слишком удачным для железных дорог. И если сравнивать с аналогичным периодом 2018 года, то сейчас погрузка всего лишь вышла на позапрошлогодний уровень.

Причем, судя по динамике грузооборота, заметная прибавка в мае текущего года за счет добавки перевозок на среднем плече. А они, как показывает практика прошлых лет, как правило, сезонные. И динамика погрузки летом может оказаться не столь резвой по сравнению с прошлым годом, как это произошло в мае.

Тем более что сеть начинает испытывать локальные дефициты тяги.

«Допики» с подтекстом

Опросы грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, показывают, что в мае в ОАО «РЖД» стали чаще, чем прежде, предлагать клиентам подписать в дополнении к договору на согласие с удлинением сроков перевозки.

И делается это в утонченной форме: для начала в «допик» прописывают увеличение времени подписания договора на оформление документов, потом – продление срока прихода приемосдатчика и плюс – дольше пауза перед отправкой на подачу и осмотр вагонов. В итоге вывод вагонов на станцию затягивается примерно на треть суток.

Вишенка на торте тут в том, что указанное время в статистике ОАО «РЖД» отражается как нахождение груза под операциями на путях необщего пользования. Иными словами, фиксируется как увеличение оборота вагона по вине грузоотправителя. Соответственно показатели оборота вагона в зоне ответственности РЖД улучшаются.

Клиентами также отмечен рост задержек с доставкой грузов в пути на отдельных маршрутах по сравнению с началом весны. Часть из них связана с нехваткой локомотивных бригад.

На Восточном полигоне клиенты обратили внимание еще и на нехватку тепловозов. Слишком много машин скопилось в ремонте и на техобслуживании в депо.

Угольный ренессанс

Ключевым драйвером погрузки в мае стал уголь. По предварительным оценкам, рост его погрузки составил около 18%. Если сравнивать с тем же месяцем 2019 года, то она увеличилась почти на 2%. И даже просматривается прибавка к маю позапрошлого года. Таким образом, можно говорить о появлении тренда на восстановление погрузки данной номенклатуры на доковидном уровне.

Сложно сказать, насколько устойчивым окажется данный тренд. Но прогнозы указывают на это. В частности, план предварительных объемов отправок (К2) на июнь 2021 года установлен Минэнерго, хотя и несколько ниже майского, тем не менее, снижение погрузки угля по сравнению с первым месяцем лета прошлого года, не столь значительное, как в предыдущие несколько лет. Это, можно сказать, прогресс.

На сохранение востребованности российского угля на мировых рынках указывает и устойчивость котировок на него в Азии: они приблизились сейчас к уровню 2018 года. Правда, в дальнейшем аналитики предупреждают о возможной коррекции цен в сторону понижения.

При этом остается вероятность и сохранения дополнительного спроса в российском угле в странах АТР. И, как недавно отметили в правительстве РФ, важно не упустить этот момент. На фоне таких настроений ведущие угольные компании стали наращивать добычу, отметил директор практики по работе с предприятиями металлургической и горнодобывающей отраслей КПМГ в России и СНГ Антон Болотов.

Неплохо в мае уголь ехал и в Европу. Прежде всего – в Польшу.

Заместитель министра энергетики Анатолий Яновский оценил результаты отрасли за 5 месяцев текущего года достаточно оптимистично: они дают основание ожидать восстановления добычи в 2021 году к допандемийному уровню. Причем, по данным Минэнерго, в структуре экспорта растут объемы коксующихся углей и антрацитов. И это позволяет предприятиям увеличить инвестиции в развитие производств, отметили участники международной выставки технологий горных разработок «Уголь России и майнинг – 2021».

Остается добавить, что в тройке лидеров по объемам железнодорожной погрузки в мае текущего года в К2 указаны АО «УК «Кузбассразрезуголь», ООО «РУК» и АО «СУЭК-Кузбасс».

Подогретый нефтеналив

Другим фактором роста майской погрузки стали нефтеналив. Данная номенклатура второй месяц прибавляла в оборотах. В мае – подъем вверх почти на 10%. По сути, это выход на уровень 2019 года, но все равно на 7,8% ниже аналогичного периода 2018-го. Так что в указанном сегменте говорить о восстановлении не совсем корректно.

Апрельский рывок погрузки вверх специалисты связывали с увеличением перевозок нефтепродуктов на внутреннем рынке, после того как НПЗ стали наращивать поставки после необычно раннего ухода на плановые ремонты. Этот рост компенсировал падение перевозок нефти и относительно небольшое снижение экспорта нефтепродуктов.

В мае, как отметили трейдеры, экспорт нефтепродуктов несколько оживился. В основном – за счет поставок дизтоплива. В KPMG ожидают, что в ближайшей перспективе спрос на российские нефтепродукты в ЕС, в том числе благодаря поставкам для бункеровки флота, сохранится. А темпы роста спроса на бензин в России оцениваются в диапазоне от +1,5% до +2% в годовом исчислении.

Что же касается ближайшей перспективы, внутренние перевозки бензина поддерживает сейчас его профицит, считают аналитики «Петромаркета». Ситуация настолько обострилась, что в правительстве рассматривают меры по временному ограничению экспорта бензина и легких дистиллятов сроком на 3 месяца, отметил руководитель направления «Экономика отраслей ТЭК» ЦСР Александр Амирагян.

После того как соответствующий проект заготовило Минэнерго, был отмечен некоторый ажиотаж на экспортных направлениях железнодорожных перевозок. Однако стремление трейдеров к увеличению поставок за рубеж довольно скоро стало сдерживать действие демпфирующего механизма. Изменения в нем привели, как следует из данных Vygon Consulting, к снижению порога экспортной стоимости бензина, от которой российские компании получают компенсацию из бюджета при поставках топлива на внутренний рынок.

Дороги строить – щебенку возить

Рост погрузки стройматериалов в мае 2021 года поддержали заказы на щебень для строительства автодорог в ряде регионов РФ – прежде всего на Юге, в Центре и частично на Дальнем Востоке РФ. Кроме того, с конца апреля прибавили в оборотах перевозки железнодорожного балласта – опять-таки преимущественно в тех же регионах, где сформировали основной объем погрузки автодорожники.

В итоге – рост почти на 7%. Это также на 12,5% больше, чем за тот же месяц 2019 года, и на 4% по сравнению с маем 2018-го.

Впрочем, результат мог оказаться даже лучше, если бы не локальные дефициты полувагонов в Сибири и на Северо-Западе РФ. Правда, в ЦФТО по этому поводу клиентов заверили, что явление это временное. В целом сеть готова принять любой вид спроса на железнодорожные перевозки. Ведь на ней полувагонов – профицит.

И все же приходится признать: хотя средняя температура по больнице неплохая, это не снимает проблем для ряда клиентов, страдающих от локальных дефицитов полувагонов. Причем особое беспокойство у клиентов вызывает нынешняя политика размещения их парков на сети одного из крупных операторов: получается так, что на одних участках – густо, а на других – пусто.

Да еще полувагоны расставляются так, что дешевому парку от других собственников не протолкнуться туда, где есть спрос у щебеночников. В результате локальные дефициты подтолкнули в мае ставки на полувагоны не только на споте, но и по долгосрочным контрактам, которые, в свою очередь, послужили ориентиром для других железнодорожных операторов. На этом фоне часть объемов щебенки ушла на другие виды транспорта.

Передвижники года

Среди других драйверов погрузки в мае, по предварительным данным, можно назвать черные металлы и зерно (соответственно по +13%), лом (рост в 1,3 раза), промсырье (+7%), химикаты и соду (+5%), минудобрения и цемент (обе номенклатуры – по +4%), а также лес (+3%) и грузы, которые относят к категории прочих, включая контейнеры (+11%).

Таким образом, РЖД удалось подтянуть дополнительные объемы по ключевой линейке номенклатур. Однако не по всем из них пока что объемы погрузки подтянулись на доковидный уровень.

Майские результаты дают основания для оптимизма, хотя и российская экономика пока балансирует в неустойчивом равновесии на фоне ограничений, связанных со второй волной пандемии.

В частности, в ИПЕМ уже прогнозируют рост отправок по итогам текущего года в диапазоне от +2,4% до +3,1% по сравнению с 2020 года. Это означает, что объемы погрузки приблизятся к уровню 2019-го, но останутся на 0,6% все-таки меньше, чем были в 2018 году.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions