+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.02.2020 16:26:56
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Подготовлен проект Транспортной стратегии до 2036 года

Проект Транспортной стратегии Российской Федерации до 2036 года, с которым ознакомился «Коммерсантъ», предполагает существенный рост грузовых и пассажирских перевозок, при этом авиаперевозки, как ожидается, увеличатся в 3 раза. причем довольно консервативно оценен потенциал роста грузопотока на Северном морском пути – лишь до 105 млн т. Хотя риск смены конъюнктуры массовых грузов, в первую очередь угля, в проекте отражен, предложены неочевидные меры по его компенсации. По мнению экспертов, связность планов различных транспортных отраслей в программе следует повысить.
«Ъ» удалось ознакомиться с проектом транспортной стратегии РФ до 2036 года. Документ, датированный февралем, предполагает два сценария развития событий. В базовом сценарии на первом этапе (до 2024 г.) предусмотрено исполнение майских указов, в том числе увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба до 180 млн т, развитие автодорожного коридора Европа – Западный Китай и коридоров Север – Юг, полноценное развитие Севморпути (СМП). Учитывается даже строительство ВСМ «Евразия» (реализация которой под вопросом). Приоритетным направлением будет развитие сети федеральных автодорог с инвестициями 11 трлн руб. На втором этапе (до 2036 г.) предлагается сфокусироваться на росте мобильности населения, стимулируя его через федеральные и региональные госпрограммы, разработанные на основе проектного управления.

Консервативный сценарий, сообщается в документе, предполагает сохранение текущих тенденций развития транспортной системы. Оно будет сдерживаться концентрацией населения в крупных городах и конкретно в Москве, низкой инвестиционной активностью, ростом нагрузки на бюджетную систему. Ожидается повсеместное повышение роли городов и рост городского населения. Возможны резкие колебания спроса на перевозки экспортных массовых грузов, в первую очередь угля, что потребует создания значительных резервов пропускной способности транспортной сети.

В частности, в базовом сценарии предполагается сокращение выбросов на приведенный тонно-километр от передвижных источников на 1,2% к 2025-му и на 6,3% к 2036 году, увеличение доли транспорта класса Евро-5 и выше в общем парке в 5 раз к уровню 2018-го, рост парка с гибридными и электродвигателями в 7,5 раза, до 172,5 тыс. ед.

В обоих сценариях быстрее всего будут расти грузоперевозки на воздушном и железнодорожном транспорте (прирост к уровню 2018 г. на 67–74 и 56–62% соответственно), чуть медленнее – на автомобильном (51–57%). Погрузка железнодорожных грузов оценена более консервативно, чем предполагает долгосрочная программа развития ОАО РЖД до 2025 года, однако сама монополия на данный момент от нее отклоняется, ожидая наверстать темпы в этом году (см. «Ъ» от 4 февраля). Внутренний водный транспорт, по проекту стратегии, к 2036 году нарастит перевозки лишь на 33% к уровню 2018-го. А по приросту перевозок пассажиров авиация будет кратно превосходить иные виды транспорта. К 2036 году пассажиропоток на авиатранспорте вырастет в 3 раза к уровню 2018-го, тогда как даже лидирующие по темпам роста железная дорога и метрополитен не приблизятся и к 50% прироста. Авиаподвижность населения к 2036 году должна увеличиться до 1,14–1,3 полета на человека в год, а общая транспортная мобильность – до 11,8–12,1 тыс. пасс.-км на человека в год. Количество субсидируемых региональных маршрутов вырастет с 130 до 225–235 к 2036 году.

Стратегия предусматривает рост перевалки грузов морскими портами на 51–58%, до 1,23–1,29 млрд т. Объем перевозок по Севморпути оценен достаточно консервативно. Даже в базовом сценарии в 2025 году он составит 82 млн т, в консервативном – 65 млн т, а в 2036-м – 105 млн и 85 млн т  соответственно. Сейчас официально запланирован рост грузопотока по СМП до 80 млн т к 2024 году, при этом НОВАТЭК собирается с 2027 года ежегодно вводить по линии сжижения газа на 6 млн т (24 млн т  к 2030 г.). Прогноз консервативный, соглашается глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров, по мнению эксперта, он не учитывает ни арктические угольные проекты, ни планы «Роснефти» на Пайяхе. Также непонятно, отмечает М. Бурмистров, что в таком случае собираются делать «Росатом» и группа «Дело», которые заявляли о планах по развитию контейнерных перевозок по СМП. В целом, полагает он, проект стратегии нуждается в доработке с целью улучшения увязки между планами по видам транспорта и с инвестпроектами в грузообразующих отраслях.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions