+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.02.2021 09:31:33
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Платформенность, автоматизация и безопасность: какой будет интеллектуальная транспортная система

Целый ряд отраслей и сфер жизни в настоящее время претерпевает цифровую трансформацию, в том числе транспортная отрасль. На фоне пандемии и происходит активное внедрение интеллектуальной транспортной системы (ИТС). О развитии ИТС на конференции «Умный город. Цифровой регион» в рамках международного форума «Технологии безопасности» рассказал руководитель проектов НП «ГЛОНАСС» Вадим Сахонько.
ИТС – часть умного города

Стандарты умного города позволяют создать в городах единую систему для работы цифровых технологий в различных сферах – регулировать движение транспорта, уличное освещение и т. д. Все это призвано увеличить комфорт граждан и снизить их расходы.

Новыми потребительскими ценностями становятся новизна, производительность, сокращение расходов, персонализация, цена, качество услуг, снижение риска и удобство инфраструктуры.

Общий вектор развития транспортных систем, который четко прослеживается за последние 2 года, состоит в переходе от вертикальной интеграции к масштабированной горизонтали. «Во всех регионах РФ есть большое количество региональных, созданных собственным усилиями элементов ИТС, будь то платные парковки, либо системы фото- и видеофиксации, либо прогноза погоды. Все сдвигается в форму платформенных решений, где среднюю часть инфраструктуры можно объединить и использовать, а часть периферийных устройств исключить для более эффективного использования ресурсов городов», – говорит В. Сахонько.

Одним из трендов будущих нескольких лет он называет новую стандартизированную технологию V2X. Она повышает безопасность дорожного движения, позволяя предупреждать водителей о различных сценариях.

Как известно, в автомобильной промышленности производство автомобилей планируется заранее, и, как прогнозирует В. Сахонько, практически все основные производители будут оснащать транспортные средства приемниками V2X.

Умная мобильность ИТС

Умная мобильность интеллектуальной транспортной системы стоит на 4 столпах, рассказывает спикер. Первый – shared, к нему относятся подкатегории: каршеринг (краткосрочная аренда/прокат машины; это вариант аренды автомобиля у профильных компаний или частных лиц), car-pooling (совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков), e-hailing (процесс заказа автомобиля, такси или любого другого вида транспорта с помощью компьютера или мобильного устройства) и ride-polling (вариант бесплатной поездки с попутчиком).

Второй – беспилотный транспорт. «Беспилотный транспорт на закрытых территориях – это уже не будущее, а настоящее. Что касается дорог общего пользования, то здесь беспилотный транспорт – далекое будущее», – комментирует В. Сахонько.

Третий столп умной мобильности – электрификация. Все активнее на рынке происходит рост интереса к электромобилям со стороны как китайского, так и американского автопрома.

И, наконец, последний столп – мультимодальные перевозки, когда пользователя больше интересует не то, как он доберется из точки А в точку B, а то, какие платформы предлагают различные комбинации транспортных средств для большей эффективности.

«Двигатели внутреннего сгорания уступают электромобилям, а владение транспортным средством уступает бизнес-модели использования», – говорит В. Сахонько.

Эволюция ИТС с течением времени

До 2014 года ИТС – это единый комплекс автоматизированных систем, разработанный специально для решения транспортных задач в городском масштабе. Он предназначен для сбора, обработки и передачи информации о работе и состоянии транспортной инфраструктуры, обмена информацией между ее пользователями и соответствующими управляющими структурами в режиме реального времени.

С 2015 года ИТС – это система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта.

С 2019 года и далее интегрируемая ИТС – это платформа, предназначенная для управления транспортными потоками без участия человека на основе адаптивной информационной модели транспортного процесса (транспортной модели) с использованием алгоритмов искусственного интеллекта, основываясь на анализе обогащенных, перекрестно верифицированных больших данных, агрегированных из источников анализа движения и дорожной ситуации, дорожной инфраструктуры, комплексных и инструментальных подсистем ИТС, внешних АСУДД и систем управления и мониторинга пассажирского транспорта и спецтехники.

«Мы все идем в сторону полной автоматизации, чтобы управление транспортными потоками было адаптивное, без участия человека», – говорит В. Сахонько.

Глобальное развитие проектов в сфере подключенных автомобилей и больших автомобильных данных

Во всем мире развиваются центры компетенций по сбору больших данных об автомобиле. Так, в Канаде существует платформа для анализа больших данных подключенных автомобилей, служащая основой для создания новых услуг автопроизводителями, страховыми компаниями, сервис-провайдерами и др. – Connected Mobility Platform.

В США платформа Connected Vehicle Platform действует на базе Microsoft Azure (службы облачных вычислений), которая используется совместно с автопроизводителями для создания нового поколения подключенных автомобилей и сервисов на их основе.

В Германии Connected Vehicle Platform/Marketplace – платформа больших автомобильных данных с обеспечением недискриминационного доступа и предоставлением поддержки независимым разработчикам. В Caruso dataplace осуществляется передача данных от более чем 50% всех подключенных автомобилей Германии производства Audi, BMW, Mercedes и др.

В Китае существует цифровая платформа Digital House Platform, которая станет ключевым связующим звеном между объектами дорожной инфраструктуры, умными автомобилями и городами.

В Южной Корее – Digital Cockpit Platform, платформа, на основе которой планируется разработка и создание нового типа услуг для пользователей автомобилей посредством использования современных технологий (5G, loT и Big Data) и решений на их основе.

В России разрабатывается национальная сервисная телематическая платформа «Автодата».

«В рамках НИОКР по созданию платформы «Автодата» мы сделали ее макет. Эта платформа собирает большие данные об автомобилях, для того чтобы поставщики услуг и компании имели бы к ним доступ и формировали новые услуги для населения», – комментирует В. Сахонько.

Он отмечает, что платформа «Автодата» не является частью ИТС. Законопроект о навигационно-телеметрической платформе «Автодата» находится пока еще на рассмотрении в правительстве. По прогнозу спикера, в ближайшие несколько месяцев будет понятно, кто будет оператором этой платформы «Автодата» и на каких условиях.

«Платформа «Автодата» изначально начиналась до официального внедрения ИТС как части федеральной программы по БКАД. Эта платформа – о сборе больших данных вокруг автомобиля, а не об интеллектуальной транспортной системе. Но с помощью этих данных можно строить те сервисы и услуги, которые находятся в методическом указании Минтранса России», – говорит он.

Внедрение и монетизация ИТС

Отдельным вопросом работы ИТС является монетизация ее элементов и подсистем.

«Есть подсистемы ИТС, такие как фото-, видеофиксации, платные парковки, которые считаются гиперприбыльными за счет сбора штрафов, а есть управление общественным транспортом, которое не так сильно монетизируется. Поэтому муниципалитеты должны внедрять ИТС пакетно, для того чтобы один оператор управлял как супермонетизируемыми системами, так и теми, которые не приносят доходов. Тогда это будет больше сбалансировано и будет больше походить на умный город», – говорит В. Сахонько.

По его словам, можно инвестировать в инфраструктуру, покупая радары и внедряя адаптивное управление дорожным движением, но начинать можно и с перенастройки существующего оборудования.

«Достаточно неэффективно сейчас настроены светофорные объекты, они не объединены, и есть возможность повысить коэффициент полезного действия за счет перенастройки существующего оборудования», – резюмирует он.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions