+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.04.2021 15:07:06
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

ПГК подготовила экспертный обзор итогов I квартала и прогноз на II квартал 2021 года на сети РЖД

Руководитель отдела оперативного маркетинга ПГК Екатерина Агапова подводит итоги I квартала и отмечает тенденции апреля – июня.
По итогам I квартала 2021 года погрузка на сети РЖД выросла на 0,2% и составила 307,2 млн т. Это соответствует ранее озвученному прогнозу ПГК, мы допускали увеличение погрузки до 0,5%. Свою роль сыграл в первую очередь короткий февраль. Среднесуточная погрузка на сети составила +1,2% к I кварталу 2020-го.

Предсказуемые лидеры

Как и ожидалось, основной прирост показали перевозки в контейнерах. Их объем увеличился более чем на 10%, почти до 11 млн т. Кроме того, активно доставлялось зерно: его транспортировка выросла более чем на 30%, до 7,2 млн т. Увеличение произошло как внутри страны (+17%, на 0,4 млн т), так и на экспорт (+44%, на 1,4 млн т). Последнее связано с желанием сельхозпроизводителей продать больше продукции до введения квот на вывоз зерна. Основные импортеры российского зерна, нарастившие объем за I квартал 2021 года, – это Саудовская Аравия, Азербайджан, Нигерия и Швейцария.

Пользовались спросом химические и минеральные удобрения, их объем доставки вырос на 6%, до 16,5 млн т. Это произошло за счет экспортных отправок в Китай (+29%, на 0,6 млн т) и Бразилию (+52%, на 0,6 млн т). Многократный рост продемонстрировали Эстония и Марокко, увеличив суммарную погрузку на 0,3 млн т.

Кроме того, как и ожидалось, увеличилась погрузка в полувагонах на сети – на 1%, до 177,7 млн т. Основной рост пришелся на уголь (+5,6%, на 4,9 млн т). Погрузка энергического угля на экспорт стала больше на 15% (+6,2 млн т) благодаря холодной зиме в Европе и стремительному росту экономики Китая, где уголь используется в ряде базовых отраслей промышленности – от производства цемента до металлургии. Поскольку цены на этот вид сырья выросли, поставки стали рентабельными для большинства российских компаний.

На фоне спада общего объема погрузки руды в полувагоны из-за снижения спроса внутри страны незначительно выросли зарубежные отправки этого вида продукции – на 0,1 млн т. Преимущественно рост связан с сокращением поставок из Бразилии – основного мирового экспортера – из-за пандемии и последствий аварии на шахте в Брумадинью. В результате отечественной рудой заинтересовались Германия, Словакия, Австрия, Финляндия и Румыния.

Ушли в минус

Вопреки прогнозам в минус ушли пиломатериалы. Их погрузка снизилась из-за неблагоприятных погодных условий в портах и ограничений, введенных Китаем на прием грузов. В результате объем доставки в контейнерах и крытых вагонах по железным дорогам уменьшился на 4%. При этом в марте за счет нормализации погоды он вырос на 13%.

Не удалось также добиться положительной динамики перевозки минерально-строительных грузов. Их объем погрузки снизился на 7% по сравнению с I кварталом 2020 года, до 27,9 млн т. Это связано с тем, что в прошлом году государство оказывало мощную поддержку нацпроектам, поэтому и результат был высоким. Если же сравнить показатель с аналогичным периодом 2019 года, когда рынок развивался естественным образом, мы увидим рост на 1,5%, или 0,4 млн т.

Кроме того, сдали свои позиции черные металлы в полувагонах – на 4%, или -0,7 млн т. При этом их прокат в контейнерах вырос практически в 2 раза, до 1 млн т, что связано с глобальным процессом контейнеризации.

Сократилась отгрузка продукции в нефтебензиновых цистернах – на 7%, до 50,3 млн т. Внутри страны снижение составило 1 млн т, в экспортном сообщении перевезли меньше на 2,8 млн т. Отрицательная погрузка связана с заключением сделки ОПЕК в мае прошлого года и вводимыми ограничениями. В январе – феврале наблюдали сокращение транспортировки порядка 9% ежемесячно, в марте падение замедлилось и составило 3%.

Прогноз на II квартал – чего ждать рынку?

По мнению Е. Агаповой, темпы прироста грузовой базы по сети в II квартале 2021-го составят около 3% по сравнению с II кварталом 2020 года. В этом случае I полугодие 2021-го обеспечит прирост грузовой базы около 1,5% по отношению к I полугодию 2020 года.

Объем доставки черных металлов в полувагонах как внутри страны, так и на экспорт после ослабления карантинных мер вырастет в пределах 5%. Начнут увеличиваться и объемы транспортировки нефтепродуктов за счет стабилизации ситуации с COVID-19 и расширения списка стран, в которые можно летать на самолетах. Это значит, что вырастет спрос на керосин, бензин и другие виды топлива. Рост составит около 3–4% к II кварталу 2020 года. До 12% прибавят цементовозы за счет старта строительного сезона.

Доставка зерна хоть и будет в плюсе (до +5% к I кварталу), однако уже не покажет такого активного прироста, как раньше. Это связано с введением квот на его вывоз. Положительная динамика погрузки также будет у минеральных удобрений в связи со стартом посевной кампании – до 4% к результату января – марта этого года.

Кроме того, продолжится увеличение отправок грузов в контейнерах – до 14%. Основными драйверами станут пиломатериалы, цветные металлы и прокат черных металлов. На этом фоне около 3% грузов потеряют крытые вагоны. Когда были сложности с отправкой контейнеров из портов, использовали этот подвижной состав, однако с наступлением весны погодные условия наладились. Основной отток грузов произойдет в сегментах химикатов и леса. А вот строительные грузы в крытых вагонах из-за сезона строительства, скорее всего, покажут положительную динамику.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions