+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.04.2021 15:07:06
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

ПГК подготовила экспертный обзор итогов I квартала и прогноз на II квартал 2021 года на сети РЖД

Руководитель отдела оперативного маркетинга ПГК Екатерина Агапова подводит итоги I квартала и отмечает тенденции апреля – июня.
По итогам I квартала 2021 года погрузка на сети РЖД выросла на 0,2% и составила 307,2 млн т. Это соответствует ранее озвученному прогнозу ПГК, мы допускали увеличение погрузки до 0,5%. Свою роль сыграл в первую очередь короткий февраль. Среднесуточная погрузка на сети составила +1,2% к I кварталу 2020-го.

Предсказуемые лидеры

Как и ожидалось, основной прирост показали перевозки в контейнерах. Их объем увеличился более чем на 10%, почти до 11 млн т. Кроме того, активно доставлялось зерно: его транспортировка выросла более чем на 30%, до 7,2 млн т. Увеличение произошло как внутри страны (+17%, на 0,4 млн т), так и на экспорт (+44%, на 1,4 млн т). Последнее связано с желанием сельхозпроизводителей продать больше продукции до введения квот на вывоз зерна. Основные импортеры российского зерна, нарастившие объем за I квартал 2021 года, – это Саудовская Аравия, Азербайджан, Нигерия и Швейцария.

Пользовались спросом химические и минеральные удобрения, их объем доставки вырос на 6%, до 16,5 млн т. Это произошло за счет экспортных отправок в Китай (+29%, на 0,6 млн т) и Бразилию (+52%, на 0,6 млн т). Многократный рост продемонстрировали Эстония и Марокко, увеличив суммарную погрузку на 0,3 млн т.

Кроме того, как и ожидалось, увеличилась погрузка в полувагонах на сети – на 1%, до 177,7 млн т. Основной рост пришелся на уголь (+5,6%, на 4,9 млн т). Погрузка энергического угля на экспорт стала больше на 15% (+6,2 млн т) благодаря холодной зиме в Европе и стремительному росту экономики Китая, где уголь используется в ряде базовых отраслей промышленности – от производства цемента до металлургии. Поскольку цены на этот вид сырья выросли, поставки стали рентабельными для большинства российских компаний.

На фоне спада общего объема погрузки руды в полувагоны из-за снижения спроса внутри страны незначительно выросли зарубежные отправки этого вида продукции – на 0,1 млн т. Преимущественно рост связан с сокращением поставок из Бразилии – основного мирового экспортера – из-за пандемии и последствий аварии на шахте в Брумадинью. В результате отечественной рудой заинтересовались Германия, Словакия, Австрия, Финляндия и Румыния.

Ушли в минус

Вопреки прогнозам в минус ушли пиломатериалы. Их погрузка снизилась из-за неблагоприятных погодных условий в портах и ограничений, введенных Китаем на прием грузов. В результате объем доставки в контейнерах и крытых вагонах по железным дорогам уменьшился на 4%. При этом в марте за счет нормализации погоды он вырос на 13%.

Не удалось также добиться положительной динамики перевозки минерально-строительных грузов. Их объем погрузки снизился на 7% по сравнению с I кварталом 2020 года, до 27,9 млн т. Это связано с тем, что в прошлом году государство оказывало мощную поддержку нацпроектам, поэтому и результат был высоким. Если же сравнить показатель с аналогичным периодом 2019 года, когда рынок развивался естественным образом, мы увидим рост на 1,5%, или 0,4 млн т.

Кроме того, сдали свои позиции черные металлы в полувагонах – на 4%, или -0,7 млн т. При этом их прокат в контейнерах вырос практически в 2 раза, до 1 млн т, что связано с глобальным процессом контейнеризации.

Сократилась отгрузка продукции в нефтебензиновых цистернах – на 7%, до 50,3 млн т. Внутри страны снижение составило 1 млн т, в экспортном сообщении перевезли меньше на 2,8 млн т. Отрицательная погрузка связана с заключением сделки ОПЕК в мае прошлого года и вводимыми ограничениями. В январе – феврале наблюдали сокращение транспортировки порядка 9% ежемесячно, в марте падение замедлилось и составило 3%.

Прогноз на II квартал – чего ждать рынку?

По мнению Е. Агаповой, темпы прироста грузовой базы по сети в II квартале 2021-го составят около 3% по сравнению с II кварталом 2020 года. В этом случае I полугодие 2021-го обеспечит прирост грузовой базы около 1,5% по отношению к I полугодию 2020 года.

Объем доставки черных металлов в полувагонах как внутри страны, так и на экспорт после ослабления карантинных мер вырастет в пределах 5%. Начнут увеличиваться и объемы транспортировки нефтепродуктов за счет стабилизации ситуации с COVID-19 и расширения списка стран, в которые можно летать на самолетах. Это значит, что вырастет спрос на керосин, бензин и другие виды топлива. Рост составит около 3–4% к II кварталу 2020 года. До 12% прибавят цементовозы за счет старта строительного сезона.

Доставка зерна хоть и будет в плюсе (до +5% к I кварталу), однако уже не покажет такого активного прироста, как раньше. Это связано с введением квот на его вывоз. Положительная динамика погрузки также будет у минеральных удобрений в связи со стартом посевной кампании – до 4% к результату января – марта этого года.

Кроме того, продолжится увеличение отправок грузов в контейнерах – до 14%. Основными драйверами станут пиломатериалы, цветные металлы и прокат черных металлов. На этом фоне около 3% грузов потеряют крытые вагоны. Когда были сложности с отправкой контейнеров из портов, использовали этот подвижной состав, однако с наступлением весны погодные условия наладились. Основной отток грузов произойдет в сегментах химикатов и леса. А вот строительные грузы в крытых вагонах из-за сезона строительства, скорее всего, покажут положительную динамику.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions