+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.08.2021 13:07:07
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Перевозки контейнеров в полувагонах – реакция на дефицит платформ или новый конкурентный сервис?

На днях бурную реакцию рынка вызвала новость о том, что ОАО «РЖД» разрешило заключить договор между Дальневосточной железной дорогой и ООО «Владивостокский морской порт Первомайский» на тестовые перевозки груженых контейнеров в универсальных полувагонах до конца 2021 года. В частности, перевозки разрешены со ст. Мыс Чуркин (ДВЖД) на семь крупных грузовых узлов, в том числе в Братск, Ульяновск-3, Белый Раст (Подмосковье), Екатеринбург-Товарный.
Представитель ПАО «ТрансКонтейнер» заявил, что проблему дефицита платформ нужно решать современными методами, а не технологически и морально устаревшими способами. А представитель компании FESCO – что перевозка контейнеров в полувагонах – шаг назад в технологии перевозки контейнеров.

Идея возврата к перевозке контейнеров в полувагонах обсуждается не первый год.

Сегодня перевозка контейнеров в полувагонах разрешена соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), на сети РЖД для российских грузоотправителей ее запретили в конце 2014 года. В июне прошлого года на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова с членами бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) основной владелец Первой грузовой компании (ПГК) Владимир Лисин предложил перевозить контейнеры в полувагонах, а не только на фитинговых платформах, чтобы решить проблему порожних вагонов и повысить погрузку на сети.

Тогда против перевозок контейнеров в полувагонах выступил ряд операторов фитинговых платформ, которые написали письмо в ОАО «РЖД». Среди аргументов против – снижение безопасности и скорости, разбалансировка парка фитинговых платформ.

Спустя 2 недели операторы полувагонов и крупные грузоотправители обратились с письмом к главе РЖД с просьбой разрешить перевозку контейнеров в полувагонах. При этом «ТрансКонтейнер» ввел запрет на перевозку своих контейнеров в полувагонах. 

Сегодня мнения об эксперименте на ДВЖД также неоднозначны. К примеру, по мнению руководителя направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрия Суховерши, инициатива ОАО «РЖД» разрешить отправку контейнеров в полувагонах продиктована необходимостью нивелировать нехватку платформ в портах Дальнего Востока для перевозок в Центральный и Сибирский федеральные округа. Он отмечает, что ситуация в портах и так непростая. Уже несколько месяцев они перегружены, а транспортировка грузов по Транссибу на восток страны временно ограничена из-за июльского обрушения железнодорожного моста в Забайкалье.

«Думаю, что подобное решение носит временный характер, так как из-за грузоподъемности полувагона (использовать можно только ее половину) отправку контейнеров таким способом вряд ли можно назвать рентабельной», – делится он своим мнением.

В то же время оператор ВСК (Восточная стивидорная компания, порт Восточный) уже заявил о пересмотре железнодорожных тарифов на перевозку контейнеров в составе контейнерного поезда и одиночных контейнеров с сентября 2021 года, добавляет Д. Суховерша. Также стивидорной компанией были сокращены сроки технологического накопления (нормативного хранения) контейнеров на терминале как для экспортных, так и для импортных отправок. Соответственно, некоторые клиенты могут предпочесть переплатить за скорейшую отправку контейнера в полувагоне по более высокой ставке, нежели платить за сверхнормативное хранение в порту в ожидании отгрузки на платформе.

Положительно оценивает решение ОАО «РЖД» позволить перевозить контейнеры в полувагонах руководитель отдела железнодорожных перевозок по странам СНГ группы компаний AsstrA Дмитрий Гербер. По его мнению, это позволит разгрузить часть движения товаров внутри порта с дальнейшими отправками по России. «Полагаю, что данная инициатива ОАО «РЖД» возникла по причине того, что в портах Владивостока скопилось большое количество грузов. Чтобы частично снизить нагрузку на железные дороги, перейдя на использование полувагонов, было принято такое решение», – говорит он.

Из-за сложностей погрузки на фитинговые платформы контейнеров массой до 36 т отправка подобного оборудования в полувагонах может стать конкурентным сервисом. Его использование позволит перевезти часть тяжелых грузов из Владивостока в направлении запада РФ, отмечает Д. Гербер.

«Нет сомнений в том, что полувагоны перетянут на себя часть грузопотока у платформ. Но я думаю, что она будет настолько незначительна относительно всего объема, что переживать операторам контейнерных поездов не стоит, так как грузов очень много, поэтому спрос на контейнерные отправки на фитинговых платформах не упадет», – добавляет эксперт.

Сегодняшний дефицит с платформами участники рынка не считают серьезным. В порты прибывает большое количество контейнеров и периодически к ним не успевают подсылать фитинговые платформы. Следовательно, приходится ожидать накопления поезда и платформ, после чего уже осуществляется отгрузка. Куда большая проблема наблюдается именно с переносом судов из Китая на порты Дальнего Востока.

Мнение о незначительном грузопотоке высказывает и директор по интермодальным операциям логистической компании «Даксер» Роман Ипатов.

«Так как на данный момент телеграмма ОАО «РЖД» дает разрешение на отправки контейнеров в полувагонах только одному грузоотправителю, можно полагать, что в случае реализации данной инициативы количество контейнеров, перевезенных в полувагонах, будет незначительным в общем объеме перевозок», – комментирует он.

По его мнению, полувагоны не должны использоваться для перевозки контейнеров. Для данного вида перевозок есть специализированный подвижной состав.

Напомним, что еще в прошлом году участники рынка железнодорожных перевозок отмечали, что импортный рынок перевозок переключается на 40-футовый парк. Кроме того, сама технология перевозки несовершенна: контейнер должен быть размещен угловыми упорами и опорными площадками по всей конструкции контейнера на вагоне, что противоречит погрузке в полувагоне.

При этом другие операторы и грузовладельцы прогнозировали возможный профицит фитинговых платформ на Дальнем Востоке и необходимость внесения правок в правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров и правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. Это бы повлекло за собой рост погрузки и выгрузки в контейнерах на территории страны.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions