+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.05.2021 13:34:02
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Паралич авиаперевозок или барьер между Европой и Россией: как запрет полетов над Белоруссией скажется на работе российских авиакомпаний?

Саммит Евросоюза постановил запретить белорусским авиакомпаниям осуществлять рейсы в аэропорты ЕС и совершать полеты над территорией Евросоюза, а также рекомендовал европейским перевозчикам отказаться от полетов в воздушном пространстве Белоруссии.
Ситуация вокруг полетов в и через Белоруссию обострилась на фоне экстренной посадки самолета Ryanair в Минске 23 мая. Следовавший по маршруту Афины – Вильнюс самолет в тот день приземлился в аэропорту Минска после сообщения о взрывном устройстве на борту. Информация о минировании не подтвердилась, но на борту находился экс-главред Telegram-канала Nexta Роман Протасевич. Его задержали сразу же после посадки.

Сегодня белорусская авиакомпания «Белавиа» объявила об отмене полетов в Лондон и Париж с 25 мая по 30 октября 2021 года. Это решение принято на фоне введенного Великобританией и Францией запрета на полеты в воздушном пространстве Белоруссии. Французские власти также приостановили лицензию на полеты «Белавиа».

Кроме того, с 26 мая Украина прекратит авиасообщение с Белоруссией. Как поясняет украинский премьер-министр Денис Шмыгаль, эти решения были приняты для «обеспечения безопасности полетов и пассажиров». По его словам, правительство Украины сочло нарушением конвенции о международной гражданской авиации инцидент с экстренной посадкой самолета Ryanair в Минске.

Что касается российских авиакомпаний, «ЮТэйр», наполовину принадлежащая ХМАО и Тюменской области, проложила маршрут из Москвы в Калининград в обход воздушного пространства Белоруссии. В авиакомпании объяснили пролет через Латвию и Литву «топливной эффективностью». Обратный рейс выполнили привычным маршрутом, то есть над воздушным пространством республики. «Планирование авиамаршрутов опирается на топливную эффективность полета, поэтому в Калининград 24 мая летели, не пересекая воздушное пространство Республики Беларусь, а возвращались уже через нее. Никаких извещений, ограничивающих полеты над данной страной, не было», – прокомментировали в авиакомпании.

В Росавиации РЖД-Партнеру сообщили, что полеты российских авиакомпаний в Белоруссию и через воздушное пространство этой страны в настоящее время осуществляются в штатном режиме, никаких ограничений нет.

Корреспондент также обратился за комментариями к крупнейшим авиакомпаниям страны. Но в одних из них принято решение не комментировать эту тему, в том числе тех, что занимают немалую долю в объеме грузоперевозок на рынке. В других (в том числе аэропортах, как Шереметьево) сослались на отсутствие компетенции и необходимость обращения к госорганам.

Руководитель отдела авиаперевозок группы компаний AsstrA Антон Сейчасов отмечает, что так как от Федерального агентства воздушного транспорта каких-либо запретов по вопросам использования воздушного пространства Республики Беларусь пока не было, соответственно, и о росте расходов российских авиаперевозчиков пока говорить сложно.

«Запрет авиакомпаниям Белоруссии летать в Евросоюз на российском рынке не отразится. А вот на рынке республики скажется неблагоприятно. Грузовой емкости станет меньше, а стоимость вырастет», – комментирует он.

По мнению главного редактора портала Avia.ru, эксперта комитета по транспорту Госдумы РФ Романа Гусарова, в данный момент из-за пандемии пока пассажирские полеты российских авиакомпаний в ЕС ограничены и в случае санкций потери будут незначительными. Но при возобновлении сообщения с Европой на допандемийном уровне и действии подобных санкций против Беларуси последствия этого решения будут заметны.

Если говорить исключительно об авиакомпаниях России, видимо, им придется облетать Беларусь через Прибалтику. Маршрут удлинится, соответственно, вырастут расходы и, как следствие, стоимость билетов.

Европейским авиакомпаний также придется облетать Беларусь, причем не только тем, кто летит в эту страну, но и кто летит транзитом, к примеру, в Среднюю Азию. «Украина закрывает авиасообщение с Беларусью, и всем участникам перевозок будет плохо. Но к параличу полетов это точно не приведет. Пока – к удорожанию перевозок (для России и для Европы). Белоруссия при этом потеряет транзитные деньги, и собственные авиакомпании останутся вообще не у дел», – говорит Р. Гусаров.

В данный момент участников рынка авиаперевозок беспокоит также вопрос возможного запрета Польшей пропуска транзитных российских самолетов. В Литве уже вступил в силу запрет на прием и вылет самолетов, пересекающих Белоруссию. «Если будет возможность транзитного пролета российских самолетов, значит, ничего нам облетать не придется, ни в ту, ни в другую сторону. Мы уже научились облетать Украину. Но, с другой стороны, Беларусь плюс Украина – это уже огромная территория, закрытая для полетов. И это проблема. Практически выстроится барьер между Россией и Европой. Если брать полеты из Москвы и Санкт-Петербурга, останется только один маршрут – через Прибалтику. Или облетать с юга – из Ростова или Сочи», – рассуждает Р. Гусаров.

По мнению транспортного редактора Travel.ru Юрия Плохотниченко, последствия для российских авиакомпаний будут зависеть от конкретных санкционных мер, которые примут те или иные страны Европы против Белоруссии. Так, к примеру, в отличие от европейских перевозчиков, которые могут облетать над Украиной, которая для российских авиакомпаний уже закрыта. Напомним, что авиасообщение между РФ и Украиной прекратилось с 25 октября 2015 года.

Что касается цен на билеты для пассажиров, санкции против Белоруссии (при условии, что ситуация к тому времени не разрешится) могут начать играть серьезную роль в их изменении. Более того, из-за длительных облетов и, как следствие, невыгодности какие-то направления летом могут не возобновиться. «На данный момент можно говорить о большой вероятности исчезновения возможности полетов в третьи страны с пересадкой в Минске. Эти рейсы, предлагавшиеся Belavia и иными летавшими в Минск компаниями, позволяли за относительно вменяемые деньги попасть в Украину, на курорты Египта и в иные места, куда нет прямых рейсов из России. Очевидно, что в ближайшее время такие полеты будут невозможны», – говорит Ю. Плохотниченко.

Как добавляют эксперты, на рынке грузовых авиаперевозок сейчас гораздо большая проблема – нехватка провозных мощностей, в том числе из-за ограничения полетов пассажирских самолетов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions