+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.02.2020 09:25:58
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Парадокс брошенных поездов: что подмораживает движение на сети РЖД?

В начале 2020 года сложилась парадоксальная ситуация: грузов на сети вроде бы перевозят меньше, а брошенных поездов – больше? В чем причина? И к каким последствиям это все приводит?

Опросы грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках исследования «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте», показали, что обратили внимание на данный парадокс многие клиенты. По их словам, сеть и в конце прошлого года ехала неважно.

И при дешевеющем парке до порожнего подвижного состава, предлагаемого по недорогим расценкам, часто было не добраться из-за брошенных поездов: «Пути забиты, требуемые вагоны со станции не вывести», – отметил один респондент.

Почему логконтроль не ускорил оборот вагонов

Как сказал коммерческий директор ГК «ВТБ Лизинг» Евгений Татаринов, 2020 год для многих операторов начался с непростых событий: множество брошенных поездов на сети, наличие узких мест, сокращение грузовой базы.

Подать подвижной состав в нужном количестве к указанному в заявке сроку железные дороги также могли не всегда – опять-таки из-за отставленных от движения вагонов. Они застревали вдоль маршрута, востребованного клиентом, и приводили к срабатыванию инструментов логконтроля, запретам и конвенциям, сообщил представитель щебеночного карьера.

А когда приходило разрешение на движение, то железные дороги стремились побыстрее вытолкнуть порожняк с сети на пути необщего пользования. Подвижной состав могли подать с запасом и несортированным на типы вагонов, что оптом ухудшало оборот вагонов, числившихся под погрузочными операциями.

Ухудшился оборот вагона и на технических станциях, также во многом из-за брошенных поездов.

Есть и еще один нюанс: если на маршруте к пункту назначения срабатывает логконтроль, то в автоматизированную систему управления тягой подается запрет на выход маневровых локомотивов и на станцию отправления. Когда запрет снимут, потребуется еще время на подготовку машин и бригад машинистов, в результате чего может произойти задержка и с выпуском уже погруженных на сеть общего пользования вагонов.

Грузов меньше, а поезда все равно стоят

Напомним, что в IV квартале 2019 года на сети РЖД от движения было отставлено 18 363 грузовых поезда, что в целом на 1% больше, чем за аналогичный период 2018-го. И это притом, что объем погрузки за этот же период уменьшился на 1%.

Еще хуже ситуация сложилась в январе текущего года. По предварительным оценкам, от движения было отставлено 1,17 млн вагонов. Это больше на 5,1%, чем за аналогичный период прошлого года.

Причин сложившейся ситуации эксперты называют несколько. Как отметил председатель экспертного совета АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин, порожняк в январе толкался сразу по нескольким грузонапряженным направлениям.

Тормоз на Востоке

Прежде всего его потоки шли, натыкаясь в пути на груженые поезда, в сторону Западно-Сибирской магистрали: угольщики в надежде отправить уголь на Восточном направлении пытались заказать дополнительные вагоны и отправить их с грузом.

Но Восточный полигон не рассчитан на авральный режим. Инфраструктура не располагает запасом пропускных способностей. В итоге порожняк вроде бы шел под заявки, но отправители натыкались на логконтроль потому, что еще не была вывезена партия груза, собранная за предыдущие сутки. Как следствие – рост брошенных поездов по коду 94 (неприем порожних полувагонов, подсылаемых на ЗСЖД).

По данным ОАО «РЖД», для предотвращения скопления незадействованных вагонов диспетчеры принимают решение о приостановлении продвижения на тех станциях, где они не будут оказывать негативного влияния на перевозочный процесс. Правда, стремление движенцев распределить вагонопотоки на сети равномернее привело к росту простоя вагонов не только на Московской и Горьковской железных дорогах, как это обычно случается, но и на Юго-Восточной магистрали, то есть там, где подобное явление – редкость.

Кроме того, выросли также простои по коду 81 (неравномерная погрузка в адрес одного получателя). Затем появились и склады на колесах в зоне дорог отправки грузов на Восток. Почти половина от общего количества брошенных в январе поездов отставлялось от движения по коду 1 (из-за неприема поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования).

Профицит и локальные дефициты

Восточный полигон был приведен в качестве примера. Однако довольно сложная ситуация складывалась и на подходах к морским порта Северо-Запада, а также Юга РФ. В целом получалось так, что порожняк не мог заехать на станцию отправления, а груженые составы было вовремя не вывезти, подытожил П. Иванкин.

Это усилило неравномерность погрузки, которая во многом сложилась под влиянием макроэкономических факторов. На рынке нередко случаются подъемы и спады. Если волатильность ярко выражена, то на сети РЖД становится плохо виден профицит вагонов. В таком случае часть порожних вагонов и застревают незаадресованными.

Возможно, где-то операторы и накапливают их в пулы, чтобы не выпускать излишки подвижного состава на сеть и дождаться наиболее выгодных заказов. Но на общую ситуацию подобные решения влияют слабо. Основные штрихи в общую картину вносит логистический контроль РЖД. А операторы вынуждены, скорее, подстраиваться под ограничения, накладываемые перевозчиком.

Избыток вагонов, конечно, забивает сеть. По данным ОАО «РЖД», парк подвижного состава, не задействованного в перевозках, в январе текущего года превысил 290 тыс. ед., что создало довольно сильное давление на сеть и замедлило движение вагонов. По подсчетам экспертов, профицит оценивается несколько меньшем в размере – 220–250 тыс. ед. Однако это, как ни странно, не избавляет значительную долю клиентов от локального дефицита. Причем появляются они, как уже было сказано, на фоне снижения объемов и погрузки, и грузооборота на сети РЖД.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions