Как известно, закрытая перевалка - один из самых острых вопросов, вызывающих в последние годы полемику между стивидорами и контрольно-ревизионными органами.
«Обывателями закрытая перевалка интерпретируется как строительство некоего большого ангара, который накрывает все процессы транспортировки угля на судно. Но в то же время в справочнике НДТ (наилучших доступных технологий) нет термина закрытой перевалки. И нет мероприятий, которые предписывали бы строительство именно таких больших ангаров», – говорит генеральный директор порта Находка В. Григорьев.
По его мнению, строительство большого ангара – далеко не гарантия результата и эффективности, так как уголь при длительном хранении имеет свойство самовозгораться. А большинство стивидоров расположены в непосредственной близости к жилому массиву. «Во всем мире у крупных стивидоров, которые переваливали бы миллионы тонн угля, я не встречал аналогичные закрытые ангары. Более того, в поручении президента речь не идет о строительстве именно закрытого ангара. Речь идет об улучшении экологической обстановки», – комментирует В. Григорьев.
В качестве примера того, как можно решать вопрос с открытой и закрытой перевалкой, он приводит порты Голландии, где переваливается 50 млн т угля. Ровно столько, сколько суммарно переваливает Находка и Восточный. Высота штабелирования в этих портах в 2 раза превышает российские. Площади не огорожены, но установлен ветрозащитный экран, также идет постоянное орошение угля, ведется постоянный онлайн-мониторинг состояния атмосферного воздуха. Эта информация дублируется администрации города.
Губернатор Приморья Олег Кожемяко в мае этого года во время рабочей поездки в Находку заявил, что открытая перевалка угля в регионе должна быть прекращена в 2020 году, а работа стивидоров, которые не перейдут на технологии закрытой перевалки, будет остановлена.
Президент Тихоокеанской академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности в техносфере Дальневосточного федерального университета Александр Агошков напомнил, что в постановлении администрации Приморского края все-таки говорится о закрытой перевалке угля, равно как и в решении президента. В качестве примера он приводит порт Вентспилс в Латвии, а также стивидорные компании в Китае и Корее, которые используют закрытую технологию.
Некоторые стивидоры стали говорить о том, что они сделают закрытую перевалку даже в Находке. «Как это возможно?» – задается он вопросом. Во-первых, как объясняет В. Григорьев, речь может идти о закрытии отдельных элементов – локализации пылящих моментов. «Мы тоже с этим согласны. Если есть возможность закрыть технологический узел, то лучше закрыть». Во-вторых, есть стивидоры, которые готовы полностью накрыть свою территорию куполом, ангаром и т. д. Возможно, им позволяет площадь и масштаб деятельности. Но когда речь идет о перевалке более чем 10 млн т, нужно понимать, что это территория свыше 100 га.
Корреляция НДТ и методов обеспыливания
Законодательством было введено понятие категорийности предприятий. Первая категория предприятий обязана внедрять наилучшие доступные технологии – НДТ. Несмотря на то, что порты относятся ко второй категории, НДТ они начали внедрять заранее.
Как объясняет руководитель научно-технической секции по разработке справочников НДТ при Министерстве промышленности и торговли РФ Сергей Остах, за последние 5 лет создана система НДТ из вертикальных и горизонтальных справочников. Они касаются сточных вод, отходов, экологического мониторинга, контроля. Одновременно с этим продолжают существовать документы, формирующие основные положения отрасли.
«Если рассмотреть профильный отраслевой документ – 46-й информационно-технический справочник по НДТ, в нем есть спектр решений, в которых есть элементы утилизации, элементы понижения классов токсичности. Одновременно с этим есть определенный стимул в пылеподавлении, в использовании достаточно известных других приемов из других отраслей – воздушно-механическая пена, ПАВ, различные аспекты связывания, смачивания и т. д. Эти технологии интересны, апробированы, доступны, они вошли в справочник», – комментирует он.
В этой связи для перевалки угля очень важно научное обоснование наиболее характерных загрязнителей воздуха. «Сейчас идет определенное обсуждение, этот перечень может пополняться. Я думаю, в итоге они будут отвечать всем требованиям с учетом региональных экологических и экономических особенностей и аспектов», – отмечает он.
«Если посмотреть НДТ, которые описаны и формализованы в части перевалки угля, лучшие из них отражают достаточно понятную для российского ума и смысла концепцию эшелонированной защиты, последовательных и других экологических барьеров, которые могут ситуацию, во-первых, локализовать, а во-вторых, ее изменить и каким-то образом перевести в управляемые действия», – говорит С. Остах. Он считает, что если организация ограничена в финансах и не может внедрить микропроцессорную технику современного уровня, она всегда в состоянии реализовать концепцию эшелонированной защиты или сделать определенную систему, которая позволит решить этот вопрос в зародыше.
Всегда есть возможность найти модель, но эти модели должны быть расчетные. Угольные пыли достаточно разные, поэтому системы экологических барьеров должны быть адаптированы с учетом сезонности груза и перевалок. Для этого предусмотрены определенные шаги. За рубежом развито ПЭО – предварительное экологическое обоснование. В России ПЭО нет, зато есть «преовосы» (оценка воздействия на окружающую среду) и разные пилотные проекты. Дело за вузовской наукой, которая подготовила бы методическую организационную и фактическую базу загрязнений. Тогда риски внедрения технологии будут минимальными.
Решения властей
Несмотря на различие мнений о необходимости и эффективности закрытой перевалки, все обсуждающие согласны в одном: помимо всех перечисленных мероприятий, в том числе нужно работать на упреждение. Здесь речь должна идти не только о строительстве экранов и оросительных систем, но и о повышении культуры отношения работника порта к этим процессам. Ведь когда докер выходит с работы, он, как и обычный местный житель, тоже хочет, чтобы его подоконник был чистым от угольной пыли.
Напоминаем, что вопросы, связанные с зеленой логистикой будут обсуждаться на XVII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая пройдет 10 декабря 2019 года в Москве в отеле «Бородино» по адресу г. Москва, Русаковская ул., д. 13, стр. 5. Ежегодно конференция собирает более 300 участников – руководителей транспортно-логистических, стивидорных, операторских компаний, представителей грузогенерирующих промышленных предприятий, отраслевых ведомств и органов власти, а также экспертов. Столь многочисленная и разнообразная аудитория создает возможность для налаживания полезных связей и живого общения непосредственно на площадке конференции. Кроме того, дискуссии в ходе деловой программы позволяют обсуждать важные для участников сессий вопросы с представителями регуляторных органов, экспертами и коллегами по отрасли.
Организатором конференции традиционно выступает журнал «РЖД-Партнер». Ознакомиться с программой, списком участников и условиями регистрации можно здесь или по телефонам +7 (812) 418-34-90, 418-34-99 и электронной почте conf@rzd-partner.ru.
Автор: Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.