+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.11.2020 09:40:11
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Новое путешествие из Москвы в Санкт-Петербург за 2 часа: в 2027 году обещают построить ВСМ

О решении проектировать ВСМ Москва – Санкт-Петербург заявил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Однако чем больше подробностей появлялось в последующие дни, тем больше проявлялось вопросов.
Первая новость – об идее захода в Москву со ст. Крюково. На данный момент станция – главный транспортно-пересадочный узел Зеленограда.

Фактически Зеленоград – город-сателлит Первопрестольной. Но по сути – пригород, от которого до Ленинградского вокзала на обычной электричке около 40–60 мин. и на «Ласточке» – 29–36 мин.

Так что вроде как ВСМ можно строить дальше и заводить в центр Москвы. Ведь на днях в ОАО «РЖД» обещали сделать поездки по новому московскому диаметру как по «новому метро».

Кого потеснит железная дорога в Крюково?

Правда, ст. Крюково настолько тесно вросла в городскую застройку, что в рамках реализации проекта МЦД-3 Зеленоград – Раменское в 2021 году намечено начать глобальную реконструкцию прилегающей к станции инфраструктуры.

Заместитель префекта по вопросам транспорта Дмитрий Морозов так и сказал: дескать, тут ожидается полная перестройка. Не исключено, что она потребует сноса Крюковского рынка.

При этом утвержденного итогового проекта еще нет. Есть наброски. Но и из них видно: втиснуть новый мультимодальный узел в городской массив окажется непросто.

А если к нему добавить объекты будущей ВСМ, вопросов только прибавится. И властям придется ответить на них населению, по крайней мере на публичных слушаниях по проектам. Уточним, что их еще не было (как о МЦД-3, так и о ВСМ).

Что еще снесут под ВСМ в Питере?

Еще хуже положение дел в Санкт-Петербурге, где под проект снесли ряд домов на Лиговском пр. рядом с Московским вокзалом. Сейчас вместо терминалов ВСМ построен торгово-развлекательный комплекс – крупнейший в Европе, если брать центральную часть старых городов.

В АО «Ленгипротранс» предложили новый терминал для ВСМ разместить на участке между Лиговским пр., горловиной перронного парка Московского вокзала и Транспортным пер. Для депо планировалось выделить участок южнее ст. Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский. Правда, и тут и там расположены здания.

А вот как прокладывать магистраль дальше – до сих пор не очень понятно: в городе на Неве пассажирское сообщение настолько переплетено с грузовым, что распутать узел непросто. Ведь через Санкт-Петербург проходит несколько транзитных коридоров, в том числе Север – Юг с западным и восточным ответвлениями. И в их состав включены ветки железных дорог. Соответственно ВСМ может перерезать часть грузового трафика.

Высокомагистральных планов – громадье

Трассировкой участков между двумя столицами специалисты занимаются с 2006 года, но все опять-таки – на уровне идей, которые выдвигают АО «Росжелдорпроект», АО «Ленгипротранс» и АО «Мосгипротранс». Есть несколько вариантов, в которые продолжают вносить поправки.

До сих пор так и названа даже ориентировочная стоимость проекта ВСМ. В 2006-м говорили о 1,2 трлн руб., весной 2019 года фигурировала цифра 1,5 трлн руб., а чуть позже – 1,7 трлн руб.

Нереальной выглядит и структура инвестиций, поскольку три четверти средств должны составить внебюджетные инвестиции. На данный момент в РФ нет финансовых институтов, способных привлечь подобные суммы. Зато для ОАО «РЖД» очень привлекательным выглядит выделение 44 млрд руб. из госбюджета на проектирование.

Сколько времени займет поездка?

От варианта трассировки зависит, сколько времени поезда ВСМ проведут в пути. Если вокзал состыкуют с МЦД-3 в Крюково, то очевидно, что время в пути высокоскоростного поезда сэкономят минут на двадцать.

Заявления о таком варианте прозвучало от руководства ОАО «РЖД» на церемонии открытия ст. Ховрино. Но и тогда неясно, как обеспечат доставку пассажиров из Москвы в Санкт-Петербург за 2 ч. Ведь составы придется на ряде участков разгонять до 400 км/ч.

Теоретически платформа Velaro, на которой построен «Сапсан», позволяет достичь 306 км/ч. При ее модернизации, по данным Siemens AG, скорость можно увеличить до 360 км/ч (проект Velaro Novo).

Аналогичные технологии есть в Китае, уточнил научный сотрудник Института механики при Академии наук Китая Ян Говэй.

Правда, локализовать в РФ их было бы сложно, поскольку в них есть чужие патенты – прежде всего немецкие разработки.

ВСМ еще нет, а поезда уже хотят начать строить

В ОАО «РЖД» сообщили, что идут разработки проекта локализации поезда под 360 км/ч. После этого появилась информация о старте строительства производственного комплекса на заводе «Уральские локомотивы» для ВСМ.

Для ВСМ Москва – Санкт-Петербург планируется выпуск 42 электропоездов, уточнил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов.

Правда, из соглашения, которое подписали ОАО «РЖД», АО «Группа «Синара», ООО «Уральские локомотивы» и компания «Сименс Мобильность», следует, что речь идет о подвижном составе с конструкционной скоростью до 360 км/ч.

Значит, реальная скорость поездов на основе российской версии Velaro будет меньше. С учетом необходимости промежуточных остановок время в пути время в пути окажется около 2 ч 40 мин.

Это если двигаться до центра Москвы. Вариант стыковки ВСМ с МЦЦ-3 позволит сэкономить минут пятнадцать. Но и тогда все равно до обещанной планки (вдвое быстрее «Сапсанов») проект явно недотягивает. А пассажирам при таком варианте, вероятно, будет все-таки удобнее лететь самолетом: там – от аэропорта железнодорожный экспресс, а здесь – «Ласточка»…

Важен процесс…

Возникают также сомнения, что ВСМ Москва – Санкт-Петербург построят к 2027 году. Из всей собранной информации можно понять только одно: проектировать магистраль можно очень долго. Особенно если под этот процесс выделят государственное финансирование.

А если ОАО «РЖД» будет на эти цели тратить собственные ресурсы, то возникает вопрос: разве у холдинга нет других проблем?

Пассажиры при этом вспомнят о том, как выглядят пригородные поезда во многих регионах РФ. А грузовладельцы – о неотправленных грузах, которые не принял к отправке перевозчик, потому что не нашел достаточно средств на развитие Восточного полигона.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions