+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.06.2020 15:28:09
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Новая попытка: есть ли у контрейлерных перевозок шанс закрепиться в России?

В РЖД снова заявили о начале тестирования маршрута для контрейлерных перевозок – при таком типе перевозки автомобиль, транспортирующий груз, часть пути преодолевает на специальной платформе по железной дороге. Подобная транспортировка активно практикуется в Европе: порядка 30% грузов доставляются именно этим способом. В России внедрить контрейлеры пытаются без малого 30 лет.
Планируется, что на регулярной основе такие рейсы будут ходить по маршруту Калининград – Санкт-Петербург. В мае этого года первая контрейлерная платформа в составе привычного контейнерного состава отправилась из Калининграда же в Москву. Также в 2020 прошла пробная отправка такого формата из Москвы в Новосибирск, участие в которой принимала фирма «Экодор».

По словам руководителя операционного департамента компании Андрея Соскова, на маршруте Москва – Новосибирск – Москва пришлось столкнуться с проблемой обратной загрузки. Это стало существенной проблемой для дальнейшего развития формата.

«Что здесь сдерживает нас, и наверное, пугает – это то, что при отправлении на тот конец груза из Москвы не очень понятно, с чем этот контрейлер вернуть оттуда. То есть из того же Новосибирска или Красноярска в Москву попасть ему достаточно тяжело. На наш взгляд, это главный сдерживающий фактор развития контрейлерных перевозок в глобальном масштабе», – объяснил он.

Первая попытка запуска контрейлерных перевозок состоялась в 1990-х гг. Предполагалось, что будут налажены два маршрута: от Хельсинки до Москвы и от Москвы до Новороссийска. На Абаканском вагоностроительном заводе для запуска перевозок изготовили 100 контрейлерных платформ, но пробная эксплуатация показала недостатки их конструкции и несовершенство крепления фур, которое привело к повреждению прицепов.

Вторая попытка имела международные масштабы: к 2008 году планировалось построить терминал в Мамоново Калининградской области, а в 2009-м открыть полноценное котрейлерное сообщение между ним и немецким городом Злотау. Однако выяснилось, что это трудновыполнимо без доработки таможенного законодательства и появления специального железнодорожного тарифа на подобные перевозки.

С 2011 по 2016 год РЖД работали над созданием маршрута Москва – Хельсинки. С финской стороны участие принимала компания VR Group. но разработку проекта пришлось приостановить из-за экономической невыгодности. Обе компании были заинтересованы в реализации проекта, но его пришлось приостановить ввиду экономической невыгодности.

«Проблема была в том, что эти перевозки невыгодны. То есть либо у них цены высокие, либо это нерентабельно для нас. К тому же для контрейлерных перевозок нужны какие-то затруднения, препятствия. Раньше мы говорили об этом, потому что не очень здорово работали пограничные переходы, на КПП были огромные пробки. А сейчас ситуация улучшилась», – объяснил директор VR Group по России Владислав Шапитовский.

Обсуждалась перспектива контрейлерных перевозок и в 2016 году – тогда состав проследовал по маршруту Москва – Товарная-Павелецкая – Клещиха. Упор был сделан на исследование габаритов погрузки для платформ с высотой пола от головки рельса 1100 мм. При этой попытке дело даже дошло до формирования пакета документов для Министерства транспорта РФ. Ожидалось, что на их основании будет сформирован ряд нормативно-правовых актов для такого типа перевозок.

По оценкам экспертов, в России на тот момент имелись предпосылки для успешного внедрения контрейлерных перевозок. Для автотранспорта внедрялась система «Платон» и тахографы, росла грузонапряженность на автомобильных трассах. Кроме того, средний пробег грузового автомобиля за один рейс в стране на тот момент составлял порядка 1,5–2 тыс. км. Появление контрейлерных платформ и предоставление фурам возможности проделать часть пути по железной дороге существенно упростило и ускорило бы процесс грузоперевозок.

Аналитики уверены, что причины предыдущих неудач кроются в первую очередь в отсутствии четко сформулированной юридической среды, которая регламентировала и контролировала бы новый для России тип транспортировки. Кроме того, имеющихся в распоряжении котрейлеров слишком мало, чтобы наладить их регулярное курсирование по маршрутам. При этом сохраняется высокая стоимость таких перевозок, что существенно влияет на заинтересованность в них грузоотправителей.

При этом, по мнению экспертов, перспективы развития контрейлерных перевозок в стране весьма неплохи именно в силу больших расстояний и необходимости поддерживать состояние дорожной инфраструктуры. По словам представителя VR Group, финские партнеры до сих пор периодически проводят переговоры о налаживании контрейлерного сообщения с РЖД.

«Мы все время возвращаемся к этому вопросу. Буквально в этом году в апреле рассматривали его с РЖД – и не увидели возможности. Дорого. Но в целом, с нашей стороны, мы всегда за», – уверил он.

Наиболее вероятной причиной всех неудачных попыток внедрения идеи в России специалисты считают неизбежное возникновение вопроса дальнейшей судьбы водителей-дальнобойщиков. При появлении регулярных контрейлерных рейсов потребность в их непосредственном участии практически отпадет, люди лишатся привычного заработка. По предположению некоторых экспертов, интересы персонала, задействованного в автомобильных грузоперевозках, лоббируются на уровне Государственной думы.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions