+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.06.2020 15:28:09
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Новая попытка: есть ли у контрейлерных перевозок шанс закрепиться в России?

В РЖД снова заявили о начале тестирования маршрута для контрейлерных перевозок – при таком типе перевозки автомобиль, транспортирующий груз, часть пути преодолевает на специальной платформе по железной дороге. Подобная транспортировка активно практикуется в Европе: порядка 30% грузов доставляются именно этим способом. В России внедрить контрейлеры пытаются без малого 30 лет.
Планируется, что на регулярной основе такие рейсы будут ходить по маршруту Калининград – Санкт-Петербург. В мае этого года первая контрейлерная платформа в составе привычного контейнерного состава отправилась из Калининграда же в Москву. Также в 2020 прошла пробная отправка такого формата из Москвы в Новосибирск, участие в которой принимала фирма «Экодор».

По словам руководителя операционного департамента компании Андрея Соскова, на маршруте Москва – Новосибирск – Москва пришлось столкнуться с проблемой обратной загрузки. Это стало существенной проблемой для дальнейшего развития формата.

«Что здесь сдерживает нас, и наверное, пугает – это то, что при отправлении на тот конец груза из Москвы не очень понятно, с чем этот контрейлер вернуть оттуда. То есть из того же Новосибирска или Красноярска в Москву попасть ему достаточно тяжело. На наш взгляд, это главный сдерживающий фактор развития контрейлерных перевозок в глобальном масштабе», – объяснил он.

Первая попытка запуска контрейлерных перевозок состоялась в 1990-х гг. Предполагалось, что будут налажены два маршрута: от Хельсинки до Москвы и от Москвы до Новороссийска. На Абаканском вагоностроительном заводе для запуска перевозок изготовили 100 контрейлерных платформ, но пробная эксплуатация показала недостатки их конструкции и несовершенство крепления фур, которое привело к повреждению прицепов.

Вторая попытка имела международные масштабы: к 2008 году планировалось построить терминал в Мамоново Калининградской области, а в 2009-м открыть полноценное котрейлерное сообщение между ним и немецким городом Злотау. Однако выяснилось, что это трудновыполнимо без доработки таможенного законодательства и появления специального железнодорожного тарифа на подобные перевозки.

С 2011 по 2016 год РЖД работали над созданием маршрута Москва – Хельсинки. С финской стороны участие принимала компания VR Group. но разработку проекта пришлось приостановить из-за экономической невыгодности. Обе компании были заинтересованы в реализации проекта, но его пришлось приостановить ввиду экономической невыгодности.

«Проблема была в том, что эти перевозки невыгодны. То есть либо у них цены высокие, либо это нерентабельно для нас. К тому же для контрейлерных перевозок нужны какие-то затруднения, препятствия. Раньше мы говорили об этом, потому что не очень здорово работали пограничные переходы, на КПП были огромные пробки. А сейчас ситуация улучшилась», – объяснил директор VR Group по России Владислав Шапитовский.

Обсуждалась перспектива контрейлерных перевозок и в 2016 году – тогда состав проследовал по маршруту Москва – Товарная-Павелецкая – Клещиха. Упор был сделан на исследование габаритов погрузки для платформ с высотой пола от головки рельса 1100 мм. При этой попытке дело даже дошло до формирования пакета документов для Министерства транспорта РФ. Ожидалось, что на их основании будет сформирован ряд нормативно-правовых актов для такого типа перевозок.

По оценкам экспертов, в России на тот момент имелись предпосылки для успешного внедрения контрейлерных перевозок. Для автотранспорта внедрялась система «Платон» и тахографы, росла грузонапряженность на автомобильных трассах. Кроме того, средний пробег грузового автомобиля за один рейс в стране на тот момент составлял порядка 1,5–2 тыс. км. Появление контрейлерных платформ и предоставление фурам возможности проделать часть пути по железной дороге существенно упростило и ускорило бы процесс грузоперевозок.

Аналитики уверены, что причины предыдущих неудач кроются в первую очередь в отсутствии четко сформулированной юридической среды, которая регламентировала и контролировала бы новый для России тип транспортировки. Кроме того, имеющихся в распоряжении котрейлеров слишком мало, чтобы наладить их регулярное курсирование по маршрутам. При этом сохраняется высокая стоимость таких перевозок, что существенно влияет на заинтересованность в них грузоотправителей.

При этом, по мнению экспертов, перспективы развития контрейлерных перевозок в стране весьма неплохи именно в силу больших расстояний и необходимости поддерживать состояние дорожной инфраструктуры. По словам представителя VR Group, финские партнеры до сих пор периодически проводят переговоры о налаживании контрейлерного сообщения с РЖД.

«Мы все время возвращаемся к этому вопросу. Буквально в этом году в апреле рассматривали его с РЖД – и не увидели возможности. Дорого. Но в целом, с нашей стороны, мы всегда за», – уверил он.

Наиболее вероятной причиной всех неудачных попыток внедрения идеи в России специалисты считают неизбежное возникновение вопроса дальнейшей судьбы водителей-дальнобойщиков. При появлении регулярных контрейлерных рейсов потребность в их непосредственном участии практически отпадет, люди лишатся привычного заработка. По предположению некоторых экспертов, интересы персонала, задействованного в автомобильных грузоперевозках, лоббируются на уровне Государственной думы.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions