+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.05.2021 13:58:56
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Нефть в мире зеленых технологий. Как нефтяные магнаты готовятся к четвертому энергопереходу

В мире, где энергию получают из возобновляемых источников энергии, кому будут нужны нефть и нефтепродукты? Ответ на этот вопрос искали участники 13-й Международной конференции «Argus Рынок нефтепродуктов». Как признались участники рынка, у них есть еще лет 30 для того, чтобы найти себе место в мире зеленых технологий.
Первый постпандемийный год. Легче не стало

Участники конференции признаются: доходы нефтегазовой отрасли стремятся вниз. Котировки на нефть и нефтепродукты «продавливают» соглашение стран ОПЕК+, которое было заключено в апреле 2020 года экстренно, в момент падения котировок до $25 за баррель, спад всего мирового рынка и даже технологическое соперничеств между Китаем и США. Только последний фактор снизил спрос на топливо на 10%, подсчитали в «Газпром нефть». Более того, со слов Вадима Симдякина, директора дирекции логистики и операций с нефтью компании, в первый постпандемийный год компании вынуждены решать новые задачи. К 2023 году более 40% будут работать удаленно, а это значит, констатирует эксперт, что необходимо переосмыслить существующие бизнес-модели: «Ответ на все эти вызовы, которые, по сути, давят на нефтегазовый сектор, только один – это цифровая трансформация отрасли. Под цифровой трансформацией крупных мировых компаний мы понимаем такой тренд – это поставка ключевых решений для сокращения затрат, высвобождение ресурсов и поиск новых бизнес-возможностей. Это, если хотите, повышение операционной эффективности. Собственно, мы всегда этим и занимались. Но сегодня это еще более актуально, чтобы выжить в этом мире».

Нефтегазовые компании внедряют цифровые технологии во все цепочки – сбыт, логистика и интегрированное планирование. В производстве уже используются цифровые двойники и предиктивная аналитика ремонтов. Но пандемия ввела новые тренды – малолюдное производство, консолидация управления и кастомизация продуктов на рынке. И главный тренд первого постпандемийного года – инвестиции в возобновляемую энергию. Согласно опросам «Газпром нефти», каждый второй участник рынка уже инвестирует в этом направлении.

Бизнес в эпоху энергоперехода

Пандемия вывела мир на четвертый этап энергоперехода. То есть весь мир, подчеркивает Максим Мурашко, генеральный директор ИПП, уже в четвертый раз переживает изменение структуры первичного энергопотребления и переходит от привычной схемы к новому потреблению и состоянию энергосистемы.

Первая революция в энергетике произошла в начале позапрошлого века – тогда потребитель отказался от дров и стал использовать для выработки энергии уголь, спустя почти 50 лет – во второй энергопереход – энергию стали вырабатывать из нефтепродуктов, через 20 лет научились добывать энергию из газа. Сейчас – на четвертом этапе – массовый потребитель вновь переходит на возобновляемые источники энергии.

«Что такое возобновляемая энергия? Это энергия, которую получают, например, благодаря солнечным батареям, ветрогенераторам или из растений. Но можно ли нефть заменить источниками энергии? Чтобы восполнить текущее потребление электроэнергии всего человечества, достаточно заставить Северную и Южную Америку и даже Аляску ветряками. Солнечную энергию можно добыть более экономично – достаточно установить солнечные панели в Японии. Если выбор падет на биотопливо, то чтобы покрыть текущее потребление, достаточно засеять растениями половину планеты. Но есть недостаток – энергию из возобновляемых источников энергии необходимо тут же потребить. Ее нельзя отложить на потом», – рассказывает М. Мурашко.

При этом, согласно статистике ИПП, доля потребления дров и угля не растет, а доля нефти – падает. «Но это не закат нефти. В абсолютных цифрах потребление и нефти, и угля растет. Доля, конечно, падает. Но в абсолютных цифрах все растет», – утверждает М. Мурашко.

Есть ли прибыль за четвертым энергопереходом?

Будущее, со слов экспертов, случится уже в 2030 году. В этот год Европа откажется от реализации автомобилей, работающими от бензина или дизеля.

«Это очень серьезно. Инициатива, конечно, рождается в Европе. Но если вы думаете, что до России новации не дойдут, то разочарую. Россия вынуждена догонять: так уже было и со стандартами Евро, и с ИМО-2020», – заявляет М. Мурашко.

Напомним, Международная морская организация (ИМО) разрабатывала нормы по сокращению максимального содержания серы в морском топливе (бункерном мазуте) с 3,5 до 0,5% начиная с 1960 года. Но в России, заявляют эксперты, к этим исследованиям и разработкам отнеслись несерьезно. Новый нормы были введены в январе 2020-го. Тогда заявлялось, что ИМО-2020 окажет позитивное воздействие на окружающую природную среду и здоровье людей всей планеты. Однако введенные нормы обрушили спрос на тяжелый российский мазут всего за один год. «Идет снижение потребление, но спрос не исчезнет в одночасье, он будет использован на рынке судового топлива. Но в перспективе он не будет расти, покупать большие объемы уже не будут. Может, несколько сотен тысяч баррелей в год, нежели пару миллионов с лишним, как в 2019 году», – говорит Дэвид Файф, главный экономист компании Argus.

При этом экономисты заявляют, что из-за четвертого энергоперехода мировой рынок достигнет пика спроса нефти и нефтепродуктов уже через 10 лет. Далее доходы нефтяных магнатов начнут снижаться. «Но мы не прогнозируем резкий обвал рынка после. Уверен, спрос не исчезнет в одночасье. Мы ожидаем, что и в 2040 году спрос на нефтепродукты по-прежнему будет на уровне в 90 млн баррелей в сутки – это совокупный спрос уровня 2015 года. Такую динамику будут обеспечивать страны АТР и страны с развивающейся экономикой», - прогнозирует Дэвид Файф, главный экономист компании Argus.

Между тем, как утверждает Михаил Антонов, директор дирекции нефтепереработки «Газпром нефть», и в настоящий момент доходы не столь высоки. Заявлено, что в 2019 году был введен понижающий коэффициент при расчете экспортных пошлин. То есть ставки экспортных пошлин на нефтепродукты снизились меньше, чем пошлина на нефть. Крое того, поэтапная отмена экспортных пошлин к 2024 году уже грозит участникам рынка удорожанием нефтяного сырья для нефтеперерабатывающих заводов: «Отмена экспортных пошлин приведет к подорожанию к удорожанию нефтяного сырья для НПЗ, а значит, более высокая входная цена. По сути, это приводит к схлопыванию маржи. Получаются ножницы, которые сжимаются к 2024 году».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions