+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.04.2022 09:53:13
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Мировой рынок в 2023 году может столкнуться с голодом

К такому выводу пришли аналитики немецкого журнала Сompact-online. Цепочка выводов выстроена такая: в ЕС могут обойтись без российского газа, если закроют часть энергоемких производств, а это прежде всего химические заводы. Таким образом, сократится выпуск минудобрений. Их дефицит приведет к уменьшению выпуска сельхозпродукции. Прежде всего зерна и кукурузы.
Причем данную тенденцию усилит ускоренный переход на зеленые технологии: солнечные батареи и ветряки обернутся изъятием части сельхозземель на юге ЕС из оборота.
Дефицит минудобрений сократит также и посевы рапса для выпуска метанола растительного происхождения, который добавляют в экобензин. В результате в ЕС придется еще и больше потреблять нефтепродуктов.

А попытка сэкономить потребление энергоресурсов ведет не только к сокращению расходов на кондиционирование помещений, но еще и к затемнению крупных мегаполисов в ночное время.

К таким выводам пришли немецкие аналитики, представившие результаты своих исследований немецкому правительству. Результаты выглядят шокирующими. Можно походить в своей квартире зимой в свитерах и не выглядывать по ночам на темные улицы, но совсем другое дело – столкнуться с дефицитом хлеба.

Наконец, есть еще побочные факторы, которые были выявлены в ходе штабных двухнедельных учений Lukex-18 (проведены в 2018 г. на юге Германии). Тогда было установлено, что более половины закупок продовольствия в немецких городах зависит от поставок газа. Это пекарни, молочные фермы, птицефабрики и скотобойни. Все они должны были бы ограничить работу из-за отсутствия технологического тепла.

Главный риск – минудобрения

По ряду направлений в Германии могут принять компенсационные меры. Однако наиболее уязвимым местом была названа нехватка поставок минудобрений из России и Белоруссии, отметил представитель фермерского хозяйства Германии Маттиас Бернингер. Из-за этого фермеры по всему миру не смогут выращивать зерно.
Вот это и способно привести к голоду в 2023 году. Причем его оценивают как «величайший голод в истории», поскольку коснется он многих стран мира.

Эксперты рынка сошлись во мнении, что удобрения стали практически недоступны для более бедных стран. Во-первых, из-за запрета на поставки минудобрений из России и Белоруссии. А в ЕС альтернативы им с учетом рисков сокращения производства в еврозоне практически нет.
Во-вторых, придется столкнуться с высокими ценами на удобрения. Прежде всего на азотные, вплоть до того, что их применение может быть ограничено из-за запредельной стоимости.

Когда ждать дефицита

Критическим периодом для появления подобных рисков становится лето 2022 года. Если сбой с поставками все же произойдет, то это негативно отразится на осеннем цикле внесения минудобрений из расчета на урожай 2023-го. Он в таком случае окажется, вероятнее всего, более низким.

Экономист Кэйити Кай считает, что если это произойдет на фоне снижения поставок зерна с Украины, то не исключен серьезный продовольственный кризис не только в ЕС, но и в ряде других стран, которые зависят от импорта зерна. К. Кай не исключает, что это приведет к началу голода.

Кроме того, при затягивании ситуации на Украине пшеница может подорожать в несколько раз. Альтернативные пшенице продукты, в частности кукуруза, также вырастут в цене из-за повышенного спроса, что приведет по цепочке к росту стоимости других продовольственных товаров, считают аналитики Сompact-online.

Российские экспортеры – в условиях санкций

Следует отметить, что со стороны РФ на экспорт минудобрений также введены ограничения – с 1 декабря 2021-го до конца лета текущего года. По данным Минсельхоза России, для азотных удобрений квота составила 5,9 млн т, а для сложных – 5,35 млн т.

В первую очередь ограничение затронуло рынок США, где российский экспорт составляет сегодня около 500 тыс. т, Китай – около 550 тыс. т, Бразилию – 800 тыс. т и Европу – около 510 тыс. т.

Кроме того, с 2 февраля по 1 апреля 2022 года был установлен временный запрет на вывоз из РФ отдельных видов азотных удобрений за пределы Евразийского экономического союза. А затем была введена очередная квота: с 17 апреля до 31 мая разрешено вывозить до 5,7 млн т азотных удобрений и до 5,6 млн т – сложных.
Остальные виды минудобрений в ЕС могли приобретать в РФ без особых ограничений со стороны РФ. Однако для этого покупателю было необходимо получить евроразрешение на ввоз и зафрахтовать балкер.

Ранее часть грузопотока в страны Европы шла в контейнерах. В марте на Северо-Западе из-за снятия значительного количества ротаций морских контейнеровозов возникли сложности с ввозом в РФ порожних контейнеров. Соответственно отправок в контейнерах минудобрений было мало. При этом экспорт данной номенклатуры как в хопперах (навалом), так и в полувагонах (в биг-бегах) продолжился.

В итоге в марте текущего года объем перевалки минудобрений через российские морские порты составил 4,7 млн т, что больше, чем за аналогичный период 2021 года, на 8,5%.

Старые контракты в апреле истекают

И все же ситуация в целом для экспортеров складывалась неопределенная. С одной стороны, результаты марта свидетельствовали, что рынок искал, как приспособиться к резкому изменению фундаментальных факторов, которые произошли с конца февраля.

С другой – было очевидно: в условиях текущей геополитической ситуации торговые потоки на мировом рынке изменятся. Как именно, это до мая оставалось плохо предсказуемым – в апреле подписание новых контрактов затягивалось.

Основной причиной послужила стоимость минудобрений: поставщикам было сложно понять, какую цену ставить в сложившихся обстоятельствах на отправки за рубеж с учетом увеличившихся расходов на логистику. А клиентам – определить, сколько они могут закупить в новых условиях минудобрений. Рынок оказался подвержен сильным колебаниям: одни продукты дорожали, а другие дешевели в зависимости от направлений отправок.

Сложности с фрахтом судов на рейсах из российских портов, большие страховые премии, проблемы с финансированием сделок, добровольный отказ зарубежных заказчиков от российских объемов из-за опасений санкционных последствий – все это тоже снижало активность на мировом рынке.

Внутренний рынок также выглядел волатильным: с одной стороны, отечественные аграрии заранее запаслись минудобрениями, а с другой – весной стали испытывать потребность в их дополнительных объемах для расширения посевов зерна.

Сколько погрузили минудобрений на РЖД?

Это объясняет, почему в марте текущего года минудобрения потянули перевозки по железным дорогам вниз: было погружено, по оперативным данным ОАО «РЖД», всего 5,3 млн т, что на 6,9% меньше, чем за аналогичный период 2021 года. Если на внутренних маршрутах наблюдался плюс, то на экспорт отправили лишь 2,1 млн т минудобрений, что на 37,1% меньше прошлогоднего уровня.

Как следует из данных информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», в марте сбалансированно прирастала только транспортировка азотных удобрений: на внутренних маршрутах динамика разогрелась в 1,7 раза и на экспорт – в 1,4 раза по сравнению с тем же месяцем прошлого года.
Все остальные номенклатуры показали разнонаправленную динамику: всплескам внутри РФ сопутствовали спады по экспорту. В частности, перевозки фосфорных удобрений на внутренних маршрутах увеличились в 4,6 раза. А на экспорт – снизились почти на 60%.

Транспортировки калийных удобрений на внутренних направлениях почти что удвоились. При этом вывоз их за рубеж сократился более чем на 41%.
По прочим видам удобрений соответственно увеличение внутри РФ оценивалось как полуторакратное. А экспорт ушел в минус более чем на одну пятую от показателя марта 2021 года.

Транзит в тени

Также, согласно статистике, на РЖД в марте сократился транзит и импорт. Их объемы остались незначительными. Ранее эту долю практически закрывали белорусские поставки.

Напомним, что с 6 апреля текущего года Белоруссия выдает лицензии на экспорт своих удобрений из страны. Поскольку ранее в отношении белорусских калийных удобрений в ЕС были введены ограничения, то в ответ экспортеры обещали переключить свою логистику из Литвы на российские морские порты.

Каким именно образом сейчас Белоруссия осуществляет свои поставки в Китай, Индию, Бразилию и ряд других стран, сказать сложно. Во всяком случае железнодорожная статистика отражает движение в сторону РФ весьма скромных объемов перевозок.

Итак, выводы из всего сказанного такие: Россия и Белоруссия в сложившихся условиях вынуждены расширять посевные площади внутри своих стран. Однако это не отменяет возможностей поставок минудобрений на экспорт.

Проблема в том, что ЕС из-за введенных против РФ санкций столкнулась с риском сокращения своего производства минудобрений внутри еврозоны и одновременно ввела ограничения на ввоз российских и белорусских минудобрений.

Понятно, что их экспорт в марте стал сокращаться, в том числе на фоне сокращения потребления минудобрений на Украине.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions