+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.05.2023 11:44:08
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Малый бизнес приоритетом не вышел

Государство решило поддержать оказавшихся в сложной экономической ситуации лесопромышленников, скорректировав порядок очередности перевозок грузов железнодорожным транспортом. При определенных условиях лесопродукция теперь может получить приоритет в погрузке на лимитирующих направлениях. В то же время с проблемой отправки лесных грузов неожиданно столкнулись малые и средние предприятия, получившие отказ по заявкам ГУ-12. В их числе оказалось и ООО «Терминальный комплекс Восточный».
В январе – апреле на сети РЖД погружено 9,4 млн т лесных грузов. Это на 22,1% ниже соответствующего прошлогоднего результата. Отставание к уровню 2022 года постепенно сокращается (для сравнения: в январе спад отправок древесины и пиломатериалов составлял около 30%), хотя падение погрузки по-прежнему остается достаточно глубоким.
Большие надежды российского ЛПК связаны с восстановлением экспорта за счет освоения новых рынков и увеличения спроса на лесопродукцию со стороны главного импортера – Китая. В то же время доставка лесных грузов на внешние рынки во многом зависит от возможностей железнодорожного транспорта. Напомним, президентом РФ в феврале 2023 года был утвержден перечень поручений по поддержке ЛПК. В частности, правительству совместно с ОАО «РЖД» предстояло пересмотреть вопрос приоритетной транспортировки лесных грузов. Протоколом заседания правления РЖД от 27 марта 2023-го внесены изменения во временные правила определения очередности перевозок. Приоритетных грузоотправителей должен определять Минпромторг России, основываясь на данных от региональных властей. Соответствующие сведения затем передаются ведомством на РЖД.

Однако на практике не обошлось без проблем. Как рассказали в ООО «Терминальный комплекс Восточный» (осуществляет деятельность в Красноярском крае и Хакасии), компания предоставила в минлесхоз Красноярского края заполненную согласно инструкции информационную таблицу с целью последующей передачи в Минпромторг и ЦФТО для согласования заявок на отправку пиломатериалов, экспортируемых в Китай. «Но весь объем ГУ-12 на экспортируемый нами груз через погранпереход Забайкальск – Маньчжурия был отклонен, и на май месяц мы остались без возможности вывоза продукции», – сообщила юрист компании Татьяна Гитер.

По ее словам, ситуацию осложняет отсутствие обратной связи с ЦФТО, а те площадки, которые созданы для обращений грузоотправителей, носят формальный характер. В итоге отправителю не ясно, к кому обращаться для решения данных проблем.

Несмотря на приостановку правил недискриминационного доступа, РЖД остаются субъектом естественной монополии, который должен учитывать интересы всех клиентов. По состоянию на сегодняшний день грузоотправители, экспортеры лесопродукции в Китай находятся в неведении, у них отсутствует возможность планирования работы, так как на протяжении последних месяцев абсолютно не известно, будет возможность отгрузки переработанной продукции или нет. В целом грузоотправители и экспортеры лесных грузов нуждаются в более стабильных и ясных правилах экспорта в КНР, чтобы иметь возможность планировать и с уверенностью организовывать продвижение своего бизнеса, подчеркивает Татьяна Гитер.

Проблему подтвердили другие компании Красноярского края. В ООО «Левана» уточнили, что заявки ГУ-12 согласовываются прежде всего крупным предприятиям российского ЛПК, которые располагают полным производственным циклом – от заготовки до переработки древесины, в то время как небольшие компании-производители остались не у дел.
«Списки, которые были предоставлены в Минпромторг, Минтранс и потом спускались в РЖД для согласования ГУ, в итоге не совсем соответствуют реалиям. Очень сложно сказать, на каком этапе произошел сбой», – говорят грузоотправители.

Добавим, что лесная отрасль – одна из наиболее пострадавших вследствие геополитических событий. По данным ИПЕМ, отгрузки лесопродукции в направлении основных пунктов пропуска Северо-Запада в I квартале 2023 года упали к прошлогоднему уровню на 81,5%, Юга – на 70%. Перевозки на Дальний Восток сократились не столь значительно –
на 12,8%, но сдерживающим фактором для привлечения дополнительного объема леса здесь во многом является дефицит пропускной способности Восточного полигона. Лесные грузы в структуре экспортного потока в направлении Дальнего Востока занимают не более 6%. Для сравнения: на уголь, который сегодня в перевозках по Восточному полигону имеет больший приоритет по сравнению с другими внешнеторговыми грузами, приходится 71,4%.

Между тем для кого-то из лесоэкспортеров Китай является безальтернативным рынком. «Терминальный комплекс Восточный выступает грузоотправителем лесоматериалов у большинства лесоперерабатывающих предприятий Республики Хакасии и юга Красноярского края. Исторически Китай был и остается самым крупным импортером российского леса, отгружаемого с КрасЖД.

В сложившейся экономической ситуации перенастроить рынок сбыта нет возможности. Мы длительное время нарабатывали объемы поставок, не меняли направления, когда начались санкционные ограничения, ездили в КНР из года в год. Основные отправки идут в Маньчжурию, где расположены специализированные терминалы, которые принимают товар, дополнительно его обрабатывают и отправляют дальше по территории Китая», – уточнила Татьяна Гитер.

Возможно, проблема с согласованием ГУ-12 возникла из-за неточной трактовки подходов к поддержке ЛПК, которая определяет перевозку лесопродукции как приоритетную исключительно при условии наличия у экспортера лесоперерабатывающего производства и подтвержденной грузовой базы. «Мы прописали изменения во временных правилах, где определили, что приоритетом на получение заявок ГУ-12 должны быть компании, которые обладают арендой (лесозаготовительных участков. – Прим. ред.) и производственными мощностями, чтобы минимизировать доступ к этим ГУ коммерсантов и посредников», – ранее заявлял замдиректора департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Министерства промышленности и торговли РФ Григорий Гусев.

Однако такой взгляд не учитывает региональную специфику отрасли. «Не все экспортеры Сибири являются лесозаготовителями, производителями конечного продукта. А есть базодержатели, арендаторы участков леса, которые занимаются только заготовкой. Они не выступают ни грузоотправителями, ни экспортерами этого товара, – поясняют представители отрасли. – С другой стороны, без ГУ на май остались и экспедиторы, в том числе имеющие собственную инфраструктуру: подъездные пути к станциям, терминалы, на которых грузятся лесозаводы».

В Красноярском крае действует 420 лесоперерабатывающих предприятий. Из них только 36 могут самостоятельно решать вопросы доставки своей продукции на внешние рынки, в основном это крупные компании, уточнил замминистра лесного хозяйства региона Александр Коробкин. Остальные нуждаются в услугах транспортно-логистических компаний. Если последних исключить из цепочки согласования ГУ-12, получится, что малый и средний лесной бизнес окажется отрезанным от экспорта, подчеркивает чиновник.
По словам участников отрасли, данная проблема, в свою очередь, грозит серьезными социальными последствиями – в частности, сокращением рабочих мест, причем не только непосредственно у предприятий-грузоотправителей, но и у заготовителей и переработчиков древесины, поскольку при отсутствии возможности реализации продукции на экспорт будет утрачен рынок сбыта, в связи с чем потребность в заготовке и переработке исчезнет.

На запрос «РЖД-Партнера» о взаимодействии с отправителями лесных грузов на Красноярской железной дороге не ответили. Ранее представители магистрали указывали на то, что эту работу осложняют компании, зарабатывающие на перепродаже согласованных заявок ГУ-12.

Подобные случаи действительно наблюдаются, но проблема вполне решаема на дорожном уровне, убеждены в ООО «ТК Восточный». «ТЦФТО несложно провести анализ. Если компания никогда не ездила на ст. Забайкальск, а в период ограничений неожиданно стала активно заявляться на перевозку, сделайте выводы. С другой стороны, есть отправитель, который регулярно ведет отгрузку на экспорт, имеет контракты, договорные отношения с другими участниками рынка, собственную инфраструктуру. По-моему, приняв все эти факторы во внимание, можно отличить потенциальных спекулянтов от реальных грузоотправителей», – рассуждает Татьяна Гитер.

Известно, что к настоящему моменту для отработки вопросов с приоритетной перевозкой лесных грузов создана межведомственная рабочая группа. «Теперь нужно подготовить нормативный документ, для того чтобы было на что опираться структурам, которые согласовывают ГУ-12. Процесс непростой и небыстрый», – комментируют грузоотправители.
В ООО «Терминальный комплекс Восточный» также рассчитывают на разрешение ситуации. «Малый бизнес должен получить поддержку, ведь на нем держится экономика многих российских регионов. Мы также платим налоги и предоставляем рабочие места», – отмечает Татьяна Гитер.

В Хакасии определили экспортера года 13 апреля в республике подвели итоги регионального конкурса «Экспортер года – 2022». Это мероприятие, которое направлено на популяризацию экспортной деятельности и увеличение числа экспортеров среди экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, проводится в регионе четвертый год подряд.

В четырех номинациях в финал прошли 16 участников, представляющих различные отрасли экономики Хакасии. Экспортером года в сфере услуг признано ООО «ТК Восточный».
В торжественной церемонии награждения принял участие глава республики Валентин Коновалов. Он поздравил победителей и призеров конкурса с победой.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions