+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.09.2021 16:44:20
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Лизинговые компании просят Минпромторг изменить правила субсидирования лизинга автомобилей

Объединенная лизинговая ассоциация (ОЛА) направила предложения России по усовершенствованию правил субсидирования по 649-му постановлению (субсидирование авансового платежа по договорам лизинга колесного транспорта).
Начиная с весны в ассоциацию письменно и устно поступили обращения от региональных компаний –членов ОЛА по вопросу необходимости обсуждения действующих критериев отбора по программе субсидирования автомобилей, реализуемой в рамках постановления правительства № 649. Как отмечают авторы письма (есть в распоряжении РЖД-Партнера), на протяжении нескольких лет в программе субсидирования принимали участие практически все участники лизингового рынка, что способствовало активному продвижению продукции российского автопрома. Однако в 2021 году изменения в правилах отбора участников программы привели к тому, что воспользоваться субсидией смогли только 15 компаний. Такое сокращение числа участников, на взгляд ОЛА, повлияло на эффективность программы, поскольку монополизация рынка приводит как к снижению доступности услуги, так и к возможному удорожанию базовой лизинговой услуги.

«Дальнейшее использование такого механизма может привести к последовательной монополизации лизингового рынка, дальнейшему снижению конкуренции, что непосредственно скажется на качестве, стоимости и доступности базовой услуги в рамках программы. Кроме того, применяемый механизм конкурсного распределения приводит к снижению реальной скидки, предоставляемой лизингополучателям, до размеров, не влияющих на выбор конечного потребителя, и, соответственно, к снижению эффективности меры поддержки, а именно – снижению объемов продаж отечественной колесной техники», – предупреждают в ОЛА.


Эксперты ОЛА выделили 6 ключевых проблем действующих правил отбора участников программы субсидирования.

Во-первых, отмечается, что организация приема документов на отбор вызывает опасения по поводу утечки информации и манипулирования результатом со стороны недобросовестных компаний. Предлагается организовать подачу документов на прохождение отбора строго в закрытых конвертах, а вскрытие всех конвертов провести одномоментно во время заседания комиссии. При этом также в ОЛА считают необходимым проведение онлайн-трансляции заседания комиссии и приглашение представителей ассоциации для подтверждения честности проводимого отбора.

Во-вторых, существует проблема, что делать с теми компаниями, которые подали заявки и соответствуют критериям отбора, но им не хватило финансирования. Ранее была живая очередь, которая снимала эту проблему. Кроме того, живая очередь позволяла дополнительные ресурсы быстрее вывести на рынок. В ассоциации предлагают вернуть правило живой очереди на этот год, то есть в случае появления дополнительного финансирования не проводить дополнительные отборы до тех пор, пока все заявки предыдущего отбора не будут удовлетворены.

В-третьих, текущий механизм распределения по постановлению № 649, по мнению авторов письма, обладает рядом недостатков: монополизирует рынок лизинга за счет концентрации субсидии у небольшого круга компаний; при монопольном положении на данном рынке субсидия по факту может не доходить до конечного покупателя за счет соразмерного поднятия цены на услугу лизинга; в пределе размер субсидии, предоставляемой клиенту, снизится до несущественного уровня и сама субсидия будет носить исключительно «медийный» характер, что скажется на эффективности субсидии для поддержки машиностроителей; по сути, целью субсидии становится поддержка отдельных лизинговых компаний; поскольку сегмент лизинга колесной техники является основным или единственным для большинства малых и региональных лизинговых компаний, последовательное проведение отбора по текущему принципу приведет к уходу их с рынка. В ОЛА просят изменить формулу распределения субсидии между организациями, прошедшими отбор.

В-четвертых, жесткие критерии отбора участников, нацеленные на крупные компании и госкомпании, отсеивают малый и средний бизнес. Не учитывается тот факт, что в одном договоре может быть несколько единиц техники и мерить по количеству договоров – нерепрезентативно. В последней редакции добавлено требование по договорам лизинга техники, принимаемых как критерий отбора, что они должны касаться только техники, которая в прошлом году попадала под критерии Минпромторга для целей субсидии, это закрывает вход в данный сегмент компаниям, которые раньше им не занимались, и монополизирует рынок. В ОЛА предлагают снизить порог прохождения до 50 ед. техники и разрешить при оценке критериев отбора использовать итоги работы прошлого года компаний по всем видам колесной техники, а не только по технике, попадающей под критерии МПТ.

В-пятых, ограничение максимального объема в 20% на одно юридическое лицо отрезает большую часть рынка лизинга от программы и ведет к монополизации рынка. С учетом популярности данной программы, подтвержденной на практике, МПТ может не опасаться, что субсидия не будет выбрана даже при ограничении 5%. Если же не ограничивать выборку связанными компаниями, то данное ограничение может быть обойдено вплоть до полного монопольного получения субсидии. В ОЛА предлагают ограничить максимальный объем на одну группу компаний в размере 10% от распределяемого объема. Причем компании объединяют в группу, если 25% долей и более контролируется одним юрлицом.

Наконец, в ОЛА отмечают, что действующие правила за счет критериев отбора практически исключают возможность участия в программе лизинговых компаний – субъектов МСП. Ассоциация предлагает следующий механизм: выделение в общем лимите отдельной квоты для лизинговых компаний – субъектов МСП (не входящих в группы компаний).

ОЛА ходатайствует о проведении рабочей встречи с участием Минпромторга России и представителей ОЛА с целью обсуждения данных предложений.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions