+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.07.2021 13:04:55
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Космический туризм губителен для планеты

Для запуска ракет в космос требуется огромное количество топлива, сгорание которого приводит к выделению парниковых газов в большом объеме. Так, один запуск приводит к выделению как минимум 200–300 т углекислого газа. Чем выше поднимается корабль, тем больший вред он наносит. Об этом сегодня пишет портал The Swaddle.
Орбитальному кораблю «Спейс шаттл» (использовались в рамках осуществляемой с 1969 по 2011 г. НАСА государственной программы «Спейс шаттл». – Прим. ред.) требовалось почти 720 тыс. кг топлива, чтобы достичь космоса. Сжигание приводило к выделению метана, образованию сажи, которая вызывала загрязнение озер и рек и увеличивала риск развития респираторных инфекций, сердечных заболеваний и рака легких у людей. Кроме того, количество выделяемого тепла добавляет озон в тропосферу, самый нижний слой атмосферы Земли, где он действует как парниковый газ и улавливает тепло. Примечательно, что примерно две трети выхлопных газов (содержащих черный углерод) выбрасывается в стратосферу (12–50 км) и мезосферу (50–85 км), где эти газы могут находиться в течение как минимум двух-трех лет, отметила Элоиза Марэ, доцент кафедры физической географии Лондонского университетского колледжа, в разговоре с журналистами The Guardian. Оказавшись там, эти частицы могут отражать солнечный свет, вызывать эффект ядерной зимы и даже ускорять разрушение озонового слоя.

«Очень высокие температуры во время запуска и повторного входа (когда защитные тепловые экраны возвращающихся кораблей сгорают) также превращают стабильный азот в воздухе в активные оксиды азота», – добавляет она. Этот процесс происходит в стратосфере, где оксиды азота вместе с химическими веществами превращают озон в кислород, разрушая озоновый слой (который защищает Землю от ультрафиолетового излучения).

Во время запуска в верхние слои атмосферы выбрасывается водяной пар (например, при сжигании топлива BE-3), и даже это, казалось бы, безобидное явление оказывает воздействие на окружающую среду. Вода может образовывать облака, расположение которых влияет на мировой климат. Облака в зависимости от таких свойств, как их плотность и высота в атмосфере, могут либо усиливать, либо ослаблять потепление. Более того, они ускоряют процесс разрушения озонового слоя. В 2020 году исследователи отметили, что озоновая дыра размером около 24 млн кв. км достигла своего максимального размера.

«Окислитель на основе азота, используемый VSS Unity (суборбитальный ракетный пилотируемый космоплан серии SpaceShipTwo от американской компании Virgin Galactic. – Прим. ред.), также генерирует оксиды азота, соединения, которые способствуют загрязнению воздуха ближе к поверхности Земли. <…> Выбросы выхлопных газов CO₂ и сажи задерживают тепло в атмосфере, способствуя глобальному потеплению», – отмечает Э. Марэ.

Ряд опасений экспертов связаны и с «загрязнением» самого космоса и изменением космического пространства, так как в результате запусков увеличивается количество космического мусора. «Существует около 34 тыс. элементов космического мусора размером более 10 см и миллионы более мелких кусков, которые тем не менее могут оказаться катастрофическими, если они столкнутся с чем-то другим», – отмечают эксперты.

Масштабы выбросов, вызванных космическим туризмом, в перспективе непостижимы. Выбросы углекислого газа для четырех пассажиров или более на этих космических рейсах в 50–100 раз превышают от 1 до 3 т на пассажира на дальнемагистральном коммерческом рейсе. Даже оксиды азота, образующиеся при запусках ракет, по меньшей мере в 4 раза превышают выбросы крупнейшей в мире тепловой электростанции Drax. Именно поэтому по мере роста индустрии космического туризма большое беспокойство вызывает отсутствие нормативных положений, касающихся видов используемого топлива и их пагубного воздействия на окружающую среду.

При этом космический туризм уже в ближайшей перспективе может стать массовым. Virgin Atlantic хочет выполнять 400 рейсов в год, ведутся переговоры о расширении космических перевозок, новых стартапах в области суборбитальных перевозок и расширении разработок в области недорогих стартовых площадок: согласно отчету, в 2031 году объем космической отрасли оценивается примерно в $2,58 млрд.

«Мы просто не знаем, насколько большой может стать индустрия космического туризма», – говорит Э. Марэ.

Кроме того, время также имеет решающее значение. «[Сейчас] мы живем в эпоху изменения климата, и начинать деятельность в сфере туризма, которая увеличивает выбросы, не самое подходящее время», – отметила Аннет Тойвонен, автор книги «Устойчивый космический туризм».

Именно поэтому у активистов, ратующих против загрязнения и выступающих за устойчивое развитие, такое возмущение вызвали недавние полеты двух миллиардеров в космос, так как на фоне изменения климата, лесных пожаров и мрачных экологических перспектив такие «развлечения» выглядят неэтично.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions