• Ставка на полувагон
    1305
    -12.2 %
    руб./сут.
    март 2020
  • Индекс качества IV КВАРТАЛ 2019Г. - 65 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 77.73 0 EUR ЦБ РФ 85.74 0
    BTC 6681.1 usd BTC 527272.41 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.03.2020 09:40:55
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Коронавирус не убил перевалку сухих грузов в российских морских портах

Динамика перевалки сухих грузов в российских морских в марте 2020-го ожидается на уровне, близком к прошлому году, считают участники рынка.
По итогам первых 2 месяцев, по данным АСОП, она составила 0,2% к аналогичному периоду 2019 года. Примерно на той же отметке темпы роста сохранятся и в марте текущего года. Возможен даже прирост в пределах 0,1–0,3 п. п.
Коронавирус не убил перевалку сухих грузов в российских морских портах
Стивидоры не паникуют

Напомним, что на 33-й конференции АСОП, которая состоялась 24 марта 2020 года в Санкт-Петербурге, сообщалось, что по итогам прошлого года обработка сухогрузов составила 376 млн т (-3% к 2018 г.).

Спад образовался, судя по предоставленным данным, в основном из-за введения в строй автомобильной части Крымского моста. Это привело к падению каботажа Керченской переправы и обработки сухих грузов в морских портах, ранее поддерживающих морское сообщение с Крымом.

Кроме того, свою роль сыграло замедление динамики погрузки на сети РЖД, которое наблюдалось в II полугодии 2019-го. Спад продолжился и в январе – феврале текущего года.

В марте, как ожидают эксперты, сохранится отрицательная динамика. Однако если в первой половине месяца уход в минус оценивали в пределах до 7%, то во второй наметилось некоторое улучшение. Оно вывело погрузку на уровень -3% к аналогичному периоду прошлого года, сообщил председатель экспертного совета АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин.

Итоговую динамику определят последние 5 дней марта. Но прогнозы достаточно волатильные из-за того, что грузоотправители меняют планы погрузки в зависимости от конъюнктуры. Может сработать как пессимистический, так и оптимистический сценарий. Правда, шансы в сторону улучшения оцениваются выше, чем в сторону ухудшения. В таком случае сохранится минус около 3%.

Вместе с тем эксперты указывают на сохранение в марте на уровне, близком к прошлогоднему, динамики погрузки на сети РЖД в сторону морских портов РФ. Грузы едут, как отметили в АО «Морцентр ТЭК».

Однако сейчас в положительной зоне динамику перевалки сухих грузов удерживают в значительной мере благодаря автоперевозчикам. В частности, именно они сейчас обеспечили неплохие показатели по обработке зерна на морских терминалах, тогда как железнодорожная статистика по этой номенклатуре продолжает минусовать (в пределах -12%).

Дальневосточный бассейн сохранил перспективу роста

Что касается Дальневосточного бассейна, то здесь прогнозы остаются волатильными. По итогам марта 2020 года перевалка сухих грузов ожидается не хуже, а скорее всего – несколько лучше, чем в январе – феврале, когда составила +1%. Рост возможен в пределах от 1 до 2%.

Это объясняется оживлением производства в Китае. «Страны ЕС также выходят из спячки», – уточнил П. Иванкин.

«Китай ввел беспрецедентные меры, остановив промышленное производство ввиду эпидемии. Все экономики проводят вынужденный тест на то, могут ли они жить без Китая, и на то, как расти в период рецессий. В каком-то смысле происходит сдвиг в сторону внутренней торговли. Идет и вынужденная проверка новых стратегий государств», – добавил председатель правления альянса Асех Мирослав Золотарев.

И этот тест показывает, что несмотря на сбои в логистике склады в странах ЕС в марте текущего года остались заполненными на 50–60% от обычного уровня, характерного для хабов на маршрутах глобальных грузопотоков. Ожидалось, что они практически опустеют. Однако ограничение мобильности населения и резкое снижение потребления в странах ЕС из-за режима самоизоляции позволило сохранить складские запасы на приемлемом для мировой торговли уровне.

Глобальные уязвимости

По данным экспедиторов, в марте мировая транспортная система в сегменте грузовых перевозок стала работать в штатном режиме. Вместе с тем представители судовладельцев предупредили, что сложившаяся ситуация может привести к фундаментальным изменениям в будущем, поскольку нынешний кризис выявил ряд нежелательных уязвимостей для цепочек поставок, считают в Международной морской организации и Международном союзе автомобильного транспорта.

В качестве ответа на эти уязвимости ожидается диверсификация логистики. В этом плане достаточно оперативно отреагировали в РФ. «Очевидны изменения в давно сложившейся схеме поставок продукции: скажем, вместо закупок овощей и фруктов в Китае крупные ритейлеры переориентируются на Марокко, Израиль и Турцию. Все это тоже нужно доставлять, и это требует от операторов смены устоявшихся операционных схем и срочного поиска новых партнеров», – рассказал директор департамента Nawinia (входит в альянс Асех) Богдан Бутырев.

Подобные рокировки, кстати сказать, позволили стабилизировать перевалку сухих грузов в морских портах РФ в 2020 году. Стивидоры, в свою очередь, достаточно гибко реагируют на волатильность конъюнктуры рынка и логистики.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

АО «Восточный Порт» получило награды в отраслевых конкурсах Росморречфлота и АСОП

АО «Восточный Порт» получило награды в отраслевых конкурсах Росморречфлота и АСОП
АО «Восточный Порт» стало лауреатом и дипломантом конкурсов, проводившихся в 2020 году среди компаний морского транспорта России Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот) и Ассоциацией морских торговых портов России (АСОП).
РЖД-Партнер

Важно развивать свободные порты на Дальнем Востоке для дальнейшей транзитной перевозки в ЕС

Важно развивать свободные порты на Дальнем Востоке для дальнейшей транзитной перевозки в ЕС
Направления перевозки грузов, связывающие Европу и Азию, безусловно, являются востребованными. Это подтверждается постоянно поступающими запросами от грузовладельцев, которые находятся в поиске новых возможностей по сокращению транспортных издержек и транзитных сроков.
РЖД-Партнер

Фонд «Восточный Порт» дал старт циклу военно-спортивных соревнований в рамках празднования 75-летия Победы

Фонд «Восточный Порт» дал старт циклу военно-спортивных соревнований в рамках празднования 75-летия Победы
Спортивными соревнованиями среди школьников Фонд поддержки социальных и экологических инициатив «Восточный Порт» сегодня дал старт циклу военно-патриотических мероприятий, посвящённых празднованию 75-летия Великой Победы. На старт для прохождения полосы препятствий вышли десятки учащихся школ Врангеля, от 6 до 17 лет, которых пришли поддержать родные и друзья.

  1. Как ситуация с распространением коронавирусной инфекции влияет на соотношение планов Вашей компании с реальными объемами и сроками перевозки?

Индекс цитирования

Copyright © 1998-2020 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions