+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.02.2020 18:00:47
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Колоссальные потери, банкротство и стагнация: чем может обернуться для экономики запрет гражданам Китая на въезд в Россию?

Во вторник, 18 февраля, председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о временной приостановке пропуска через государственную границу России граждан Китайской Народной Республики, въезжающих для осуществления трудовой деятельности, а также в частных, учебных и туристических целях. Граница для них будет закрыта с 20 февраля. Данное решение было принято в целях обеспечения безопасности государства на фоне эпидемии коронавируса. 

Также временно приостановлен прием документов, оформление и выдача приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности гражданам Китая, а также разрешений на привлечение и использование иностранных работников и разрешений на работу указанным гражданам, находящимся за пределами территории России.

При этом остановка въезда граждан КНР в РФ не затронет пассажиров, следующих транзитом через российские аэропорты.

Сегодня, 19 февраля, вице-премьер РФ Татьяна Голикова пояснила, что временное ограничение на въезд граждан Китая в Россию вызвано большим числом въезжающих и последующей нагрузкой на медицинских работников, обеспечивающих им карантин.

Введенные Россией ограничения на въезд гражданам прокомментировали и в Китае. В частности, официальный представитель Министерства иностранных дел КНР Гэн Шуан сообщил, что меры являются временными и обусловлены национальными интересами страны на фоне распространения коронавируса.

Аналитики РФ уже начали подсчитывать возможные последствия для экономики страны и то, в каких новых условиях придется работать бизнесу.

Экономические потери

Распоряжение было подписано вчера, и ряд экономистов в России пока ожидают конкретных цифр для детального анализа возможных последствий запрета для экономики страны. Но некоторые из них уже озвучиваются.

Так, известно, что на фоне эпидемии объем экспорта российских товаров в Китай с 1 января по 10 февраля в сравнении с аналогичным периодом 2019 года сократился на 27,6%. По мнению аналитиков рынка, негативное влияние эпидемии на товарооборот ограничится I кварталом, в результате чего общее снижение экспорта по итогам 2020-го в сравнении с предыдущим годом будет на уровне 10% (около 5 млрд руб.).

Запуск любого приостановленного процесса потребует время для восстановления даже прежней интенсивности, отмечает главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин.

«Как только ограничение будет снято, в один момент все не восстановится. Но нужна оперативная статистика для того, чтобы понять до конца совокупный масштаб воздействия на различные виды экономической активности введенных ограничений», – говорит он.

Доцент департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Петр Мозиас анализирует комплексное воздействие запрета на экономику и бизнес РФ. Если говорить о торговле, при сокращении потоков импорта пострадают те компании, которые в России занимаются логистикой и продажами китайских товаров. Соответственно, у них могут снизиться доходы и сократиться рабочие места, отмечает он.

«Что касается нашего экспорта в Китай, на поставках нефти и газа, идущих через трубопровод, запрет не отразится. Но аналитики высказывают оценки по поводу замедления экономического роста Китая, говоря о том, что он может потерять в этом году около 3 п. п. По моим оценкам, это может быть в пределах 2 п. п., тем не менее это существенный показатель. В таком случае ослабится спрос на наши сырьевые товары и даст вычет с точки зрения нашего экономического роста – с точки зрения доходов, налоговых поступлений, рабочих мест и т. д.», – комментирует П. Мозиас.

Если же говорить об инвестициях, нужно учитывать, что за последние годы в российской экономике появился целый ряд проектов с участием китайских инвесторов. В рамках этих проектов ввозится продукция инвестиционного назначения: оборудование, материалы и т. д. «Если будут введены ограничения на потоки грузов из Китая, это может сказаться и на организации соответствующих инвестиционных проектов, и на функционировании предприятий, которые работают с этим оборудованием и материалами», – добавляет П. Мозиас.

Президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич называет меры, принятые правительством РФ, достаточно экстремальными и не до конца проработанными.

Сегодня РАСПП направил М. Мишустину письмо с инициативой продлевать рабочие и студенческие визы для китайских граждан на территории России. «По текущему законодательству в случае окончания срока действия визы иностранный гражданин должен вернуться обратно и подать документы на визу в генконсульство России. Однако многие граждане Китая остались зимой в России и не ездили в Китай, не представляют угрозу здоровью граждан России, а такой запрет, в свою очередь, создает риск уже для их здоровья и может препятствовать реализации долгосрочной экономической стратегии России «Поворот на Восток», – поясняет он.

Что касается ОАО «РЖД», напомним, пассажирские поезда прекратили сообщение с Китаем с 3 февраля до 1 марта. Грузовые перевозки пока осуществляются без ограничения.

Неделей ранее заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Алексей Шило заверял журналистов, что Российские железные дороги не зафиксировали снижения объема перевозок между Китаем и РФ по итогам января и начала февраля на фоне распространения нового коронавируса. «Я вам даже больше скажу: по февралю месяцу первые 10 дней у нас наблюдается рост внешнеторговых перевозок. Что касается экспорта, то рост почти на 13%, что касается импорта, то это 24% [роста перевозок из Китая]. Единственная позиция, которая у нас не так быстро растет, – это транзит из Китая в Европу. Темп пока 2,5%», – сказал он.

В ответ на вчерашнее распоряжение представитель ОАО «РЖД» лишь подчеркнул, что сотрудничество РЖД с КНР связано, прежде всего, с организацией грузовых железнодорожных перевозок. «В настоящее время ограничений на прием и отправление грузов в сообщении с Китаем нет», – добавил он. Но какие проекты сейчас реализуются с КНР, комментировать не стал.

Одновременно с этим коронавирус в целом сказывается на грузовом трафике приграничных территорий. Сегодня представитель Совфеда от Законодательного собрания Приморья Людмила Талабаева заявила, что дальневосточные угольные порты, отправляющие львиную долю грузов в Китай, уже начали испытывать определенные трудности. Также значительные возможности перекрыты для лесопромышленников и рыбодобывающих компаний, для которых рынок КНР является ключевым. В свою очередь, российские предприятия начали сталкиваться с нехваткой компонентов китайского производства.

Добавим, что для ведения бизнеса, особенно с такой страной, как Китай, необходима прямая коммуникация людей. В век цифровизации можно общаться по Skype и e-mail, но, по словам экспертов, такое ведение бизнеса возможно, когда это сотрудничество уже налажено. При начальном налаживании контрактов с китайцами доверительные и неформальные отношения особенно важны. Другими словами, ограничение личного контакта тоже может сыграть свою косвенную роль в темпах создания какого-то нового бизнеса.

Убытки для авиации

Именно авиационную отрасль, по прогнозам экспертов, ждут наибольшие финансовые потери. Уже сейчас люди отказываются от поездок не только в Китай, а в целом в страны Юго-Восточной Азии из-за страха заболеть. Таким образом, авиакомпании несут потери уже и на других направлениях.

Напомним, 1 февраля было ограничено регулярное авиасообщение РФ и КНР. Остались только рейсы «Аэрофлота» (в Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Гонконг) и нескольких китайских авиакомпаний с прибытием в терминал F аэропорта Шереметьево. 14 февраля был введен временный запрет на осуществление российскими авиакомпаниями чартерных пассажирских воздушных перевозок с российской на китайскую территорию и обратно.

После подписания М. Мишустиным распоряжения о запрете авиакомпания «Аэрофлот» сообщила, что пока не прекращает полеты в Китай. Но ранее перевозчик заявил, что сократит количество рейсов в Китай в связи со снижением спроса.

В разговоре с РЖД-Партнером представитель АО «Международный аэропорт Шереметьево» отмечает, что особого влияния на экономику компании это распоряжение не окажет, учитывая, что международные транзитные перевозки через Шереметьево сохранены.

В то же время конкретные авиакомпании еще до распоряжения делали свои неутешительные прогнозы. Так, в ответ на запрос РЖД-Партнера представитель авиакомпании «Уральские авиалинии» отмечал вероятность изменения полетной программы в связи приостановлением авиасообщения с Китаем.

«Учитывая тенденции мирового и российского авиационных рынков, закрытие рейсов в КНР и других международных рейсов для китайских граждан, можно ожидать снижения объема перевозки грузов на 10–15%», – прокомментировали тогда в компании.
Колоссальными называет последствия временного запрета главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. «Из Китая, насколько я помню, летало шесть авиакомпаний. Поэтому, конечно же, потери огромные. Это еще больший удар по рынку, чем приостановка полетов в Грузию, Украину», – отмечает он.

Как авиакомпании будут их компенсировать? Те авиакомпании, которые рассчитывали на чартерные программы, уже сейчас находятся в серьезном напряжении. Им необходимо переориентировать высвобождающиеся емкости на какие-то направления, но, по наблюдению Р. Гусарова, какого-то всплеска на других направлениях пока не видно.

«Очевидно, что даже если эти чартеры будут выкуплены на других направлениях, авиакомпании не получат тех денег, на которые рассчитывают», – делится он.

Как долго продлится этот запрет, пока никто не знает. Соответственно, и просчитать точно, что будет с авиационным рынком, сложно. Но даже в лучшем случае, если эпидемия закончится через месяц-два, как минимум в этом году никакого восстановления не произойдет. В том числе из-за страха россиян лететь в Китай.

«В предыдущие годы объемы перевозок сильно росли. Сейчас эта ситуация может привести к стагнации в лучшем случае. И ситуация, когда запрета не будет, но люди не будут покупать билеты, может быть даже хуже, чем запрет полетов. Это большие убытки для авиакомпании», – добавляет Р. Гусаров.

Озвучиваемые огромные суммы убытков он характеризует как очень опасную ситуацию. «Не могут авиакомпании несколько лет подряд приносить только убытки. Это значит, рано или поздно надо будет возвращать кредиты, на которые они сейчас живут. Кредиторы могут поставить вопрос ребром – а дальше банкротство и аналогичные ситуации, которые мы наблюдали ранее с авиакомпаниями. Раз в несколько лет банкротятся крупные авиакомпании, а средние и мелкие – постоянно», – подытоживает эксперт.

В продолжение разговора транспортный редактор Travel.ru Юрий Плохотниченко отмечает, что фактически трафик в Китай и из него уже почти исчез за последние 2 недели. И это распоряжение скорее закрепляет уже существующее положение дел, чем создает какую-то новую ситуацию. Но также подчеркивает, что исчезновение китайского трафика – это существенные потери для некоторых аэропортов в России, а именно узловых аэропортов Сибири и Дальнего Востока.

«Стоит помнить, что даже после того, как вспышка инфекции будет погашена, опасения по поводу туризма в Китай (а может, и в соседние страны Азии) сохранятся у публики на многие месяцы. Думаю, что если кризис не станет затяжным, то полное восстановление обычных объемов перевозок в Китай возможно не ранее второй половины года. Что касается общего объема перевозок в целом по российским аэропортам или российским авиакомпаниям, то этот кризис может съесть несколько процентов годового роста при условии, что ситуация не будет серьезно ухудшаться», – комментирует Ю. Плохотниченко

Из-за запрета в зоне риска оказываются Мурманск, который за последние годы стал точкой притяжения для азиатских туристов, города Золотого кольца, Иркутская область. Также под удар попадают авиаперевозчики, в особенности компании China Southern Airlines, China Eastern Airlines, Air China, Cathay Pacific, Hainan Airlines, «Аэрофлот», – добавляет В. Манкевич.

«Аэрофлот», по подсчетам РАСПП, теряет на Китайском направлении 3 млрд руб. выручки в месяц из-за действующих запретов, а для других российских компаний запрет на полеты в Китай приводит к потерям от 1,5 млрд до 2 млрд руб.

«По нашему базовому сценарию, турпоток из Китая в Россию останется на отметке 1,7–1,9 млн человек без прироста туристов, а запрет для посещения России гражданами КНР продлится не больше месяца. Если рассматривать негативный сценарий, то запрет на въезд может продержаться 3–4 месяца и затронуть начало активного туристического сезона в России, и в этом случае, по нашим оценкам, в 2020 году следует ожидать 1 млн китайских туристов, но мы считаем этот вариант маловероятным», – комментирует он.

РЖД-Партнер также сделал запросы в ряд компаний-авиаперевозчиков, но на момент публикации они пока не прокомментировали последствия распоряжения.

Неделю назад заместитель министра транспорта РФ Александр Юрчик заявил, что ведомство оценивает убытки российских авиакомпаний от приостановки полетов в Китай в 1,6 млрд руб.

Удар по турбизнесу

По прогнозу экспертов-экономистов, значительные убытки понесет и туристический бизнес. Ситуация отразится как на работе туроператоров, так и на владельцах отелей и розничной торговле.

По данным аналитической службы Ассоциации туроператоров (АТОР), при средней стоимости тура (наземное обслуживание без авиаперевозки) на одного туриста из КНР в размере $500 только в феврале российские туроператоры по въездному туризму не досчитались дохода в размере минимум 1,4 млрд руб.

«Уже очевидно, что в марте туристы из Китая в Россию также не приедут (эти бронирования отменены). Ожидалось, что доходы от приема туристов из Китая в марте также составят как минимум 1,4 млрд руб.», – сообщили сегодня в АТОР.

По словам участников туррынка, о потенциальном восстановлении китайского турпотока в случае нормализации ситуации с вирусом можно будет говорить не ранее конца апреля – начала мая. То есть, скорее всего, в апреле китайских туристов в России по-прежнему не будет, а туроператорам придется искать возможность заполнить пустующие емкости другими интуристами.

Как выживать турбизнесу в таких условиях? По сообщению АТОР, сейчас участники рынка говорят о возможности компенсировать в низкий сезон до 50–60% китайского турпотока за счет граждан стран Ближнего Востока, Европы, но за счет снижения цен на турпродукт.

«При негативном варианте развития событий китайские группы не вернутся в Россию и в летнем сезоне. Потери отрасли въездного туризма (без учета трат китайских туристов во время тура) в этом случае могут составить 31,2 млрд руб. неполученных доходов за май – сентябрь», – прогнозируют эксперты АТОР.

Напомним, что вспышка заболевания, вызываемого новым коронавирусом (COVID-19, Corona Virus Disease 2019), была зафиксирована в крупном китайском городе Ухани в конце декабря 2019 года. Всемирная организация здравоохранения признала ее чрезвычайной ситуацией международного масштаба, охарактеризовав как эпидемию с многочисленными очагами.

По данным Роспотребнадзора, на утро 19 февраля зарегистрировано 74 279 случаев заражения. Большинство случаев заболевания протекает в легкой форме, около 16,1% – в тяжелой. Общее число заболевших в мире по состоянию на 08.00 составляет 75 201 подтвержденный случай. В 25 странах мира вне КНР зарегистрировано 922 случая заражения.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions