Непрозрачность и неконтролируемый рост цен
В России значительная часть бюджетных расходов осуществляется с помощью механизма государственных и квазигосударственных закупок. АО «ЖТК» осуществляет закупку по второму механизму и руководствуется законом «О закупках товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ). Такие закупки предусматривают освоение больших сумм из федерального и региональных бюджетов, поэтому в данном секторе остро стоит вопрос о целевом и эффективном использовании бюджетных средств.
В 2022 году Минфин отмечал необходимость донастройки закупочного законодательства в части нормирования закупок и ценообразования. А, например, глава Федерального казначейства Роман Артюхин еще в 2020 году указывал на необходимость совершенствования механизмов ценообразования и формирования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) при госзакупках. Это связано с резким увеличением в тот период расходов подрядчиков при получении ими госзаказа. При этом чиновник подчеркивал, что речь идет о необоснованном завышении цены госконтрактов. Уровень рентабельности по отдельным однолетним контрактам составляет 30% и выше, говорил Р. Артюхин.
В сегменте закупок госкомпаний ситуация с ценообразованием также оставляет желать лучшего. Так, в прошлом году крупнейшие госкомпании отмечали непрозрачное ценообразование, неконтролируемый рост цен и т. п.
Для проведения госзакупок и закупок госкомпаний у малого бизнеса правительством определены 8 площадок, которым, по сути, пришлось взять на себя решение этих проблемных вопросов. В том числе в части обязательного функционала и цены.
Конкуренция дополнительных сервисов
В таких условиях для ЭТП единственным способом конкурентной борьбы является развитие дополнительных сервисов. Поскольку никаких требований к функционалу таких сервисов нет, каждая площадка создает их исходя из своего видения или ориентируясь на запросы заказчиков. В числе существующих услуг, например, консультации по работе с Единой информационной системой (ЕИС) в сфере закупок, подбор закупочных процедур по определенным параметрам, определение репутации заказчиков и поставщиков и т. п.
Например, один из таких – «цифровой помощник» ЭТП «ТЭК-Торг». Цифровой ассистент позволяет искать потенциальных поставщиков по заданным параметрам, в том числе по региону поставки, проверять контрагентов, подготавливать обоснования НМЦК, просматривать истории участия компании в закупках.
Такой инструмент и использует АО «ЖТК», чтобы повышать долю состоявшихся закупок. Это важный аргумент, поскольку доля несостоявшихся закупок остается высокой – на уровне 60–70% последние несколько лет: случается, что на закупку приходит только один поставщик, с которым заказчику и приходится заключать контракт, как с единственным участником, либо приходится заново проводить закупочную процедуру. Инструмент обоснования НМЦК на основе анализа прайс-листов предлагает компаниям НМЦК, максимально приближенную к рыночным ценам на аналогичные товары, работы и услуги.
«Сам процесс закупок занимает большую нишу в оптимизации расходов АО «ЖТК». Повышая эффективность закупок, мы прямо влияем на себестоимость производимой продукции. Управлять затратами без автоматизации довольно затруднительно, поэтому необходима платформа, которая позволяет обработать все данные о закупках в одном информационном пространстве, что помогает быстро делать выводы и принимать грамотные решения», – подчеркнула директор по закупкам – начальник отдела закупок аппарата управления АО «ЖТК» Ольга Кононенко.
Такие цифровые сервисы актуальны для многих компаний, работающих по госзакупкам в сфере транспорта и логистики, производства. Например, ввиду вступления в силу новых норм в части импортозамещения в сфере госзакупок и закупок госкомпаний многие заказчики интересуются возможностью проверки уровня локализации предлагаемой продукции.
Именно электронизация закупочных процессов будет решать проблемы справедливой цены, что позволит получать информацию о реальной стоимости товаров, материалов, комплектующих и т. д., считает Казначейство РФ.