+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.08.2022 13:21:26
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Как поделить прибалтийский пирог рынка удобрений

Высокие цены на газ продолжают наносить ущерб европейской экономике и одновременно открывают новые возможности для российской промышленности. В сентябре прекратит производство литовский завод Achema, работающий в городе Йонава. Это предприятие – крупнейший в Прибалтике производитель азотных удобрений, сырьем для которого служит газ, поставляемый из России. Запасов сырья у Achema хватит до конца августа. Об остановке производства удобрений, которое случится примерно через неделю, уже заявил в эфире национального радио LRT директор предприятия Рамунас Миляускас. По его словам, с 1 сентября в Йонаве продолжат только выпуск смол и технических газов, а большинство работников отправят в вынужденные отпуска.
Пик потребления удобрений приходится на осень из-за начала зимней посевной кампании и подготовки к яровой. Между тем литовское предприятие – уже не первое, которое выбросило белый флаг. Ранее беспрецедентные цены на газ заставили остановить работу вторую по производству удобрений в ЕС польскую холдинговую компанию Grupa Azoty. Да и немецкий химкомплекс концерна BASF не исключает закрытия своих производств, о чем сообщалось еще в июле.

В этой ситуации дефицита первыми пострадают североевропейские страны, которые выращивают озимые рожь и гречку. Позже ущерб коснется и всех остальных.

Цена на газ формирует стоимость азотных удобрений на 70–80%. Российским производителям газ обходится дешевле, чем европейцам, и они естественным образом получают конкурентное преимущество, которое в условиях дефицита лишь возрастает.

По данным Федерального таможенного комитета, в 2021 году Россия экспортировала в общей сложности 37,6 млн т удобрений (14,5 млн т азотных, 11,9 млн т калийных, 11,2 млн т сложных) на общую сумму $12,5 млрд. При этом 70% от всего объема нашего экспорта закупила Бразилия, а на перспективу она уже попросила увеличить поставки вдвое. На таком фоне доля европейских покупателей выглядит незначительной. Почему бы поставки в Европу не повысить?

Для того чтобы реализовать конкурентное преимущество на рынках в Европе, как разъяснил для РЖД-Партнера генеральный директор Института логистики и управления цепями поставок Игорь Прохин, нужно обойти три обстоятельства.

Первое и самое главное: у России огромный рынок сбыта, мы реализуем 18% от всех продаваемых в мире удобрений. И продавать их той же Бразилии значительно проще, чем Европе (с большими объемами по налаженным каналам всегда меньше мороки, чем с незначительными). Да и Китай с Индией, хоть и сами являются мировыми лидерами по производству удобрений, готовы закупать у нас ежегодно по 3 млн т или более.

Еще 3 млн т российских удобрений в текущем году купят идеологи антироссийских санкций – США. Санкции никак не препятствуют торговле со Штатами, если им это выгодно, но мешают делать поставки в Европу. Это второе обстоятельство.

А третье – квоты на экспорт удобрений, которые введены в мае 2022 года и действуют по 31 декабря. Это сделано для защиты внутреннего рынка от дефицита. На вывоз некоторых видов удобрений наложено эмбарго, поставки ряда других ограниченны. Например, азотных удобрений можно продать чуть более 8,3 млн т, квота для сложных еще жестче – 5,9 млн т.

В итоге эта продукция оказалась настолько нужна Европе, что под прямые санкции удобрения не попали. Даже самые недружественные страны из тех, кому нужны наши удобрения, лоббировали их свободную продажу в ЕС. За антироссийские санкции на этом рынке боролись Польша и Литва, обладая собственным производством, которое теперь закрывается.

Чтобы сообразить, как воспользоваться остановкой «прибалтийского гиганта», нужно разобраться с его структурой собственности. Российские производители активно работают с Прибалтикой, и значительная часть промышленности в регионе – это наши «дочки». 

«Если Achema – это на самом деле «дочка» нашего условного «…хима», значит решение об остановке литовского завода принято в России. Если же это было предприятие, не связанное с Россией ничем, кроме поставок газа, то его долю на рынке удобрений в Прибалтике и Европе мы без особых затруднений заместим. Если сочтем нужным и впишемся в квоты», – резюмирует И. Прохин.

Самое главное, чтобы такое замещение не нарушило квот, установленных правительством РФ, и было выгодным поставщикам. В этом есть определенные сомнения. Отсутствие прямых блокирующих санкций на удобрения не отменяет остальных санкций, которые создают сложности при логистике и оплате. Если российский поставщик должен рассчитаться с международными логистическими операторами, европейские банки блокируют эти переводы. Приходится оперативно искать возможность платежа через Киргизию, Узбекистан, Турцию или ОАЭ, а это дополнительные издержки. 
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions