+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.10.2020 18:00:31
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Как изменятся затраты грузоотправителей горно-металлургических грузов на ж/д транспорт: оценка ИПЕМ

Доля услуг железнодорожного транспорта в расходах грузоотправителей горно-металлургических грузов в ближайшие годы будет держаться на низком уровне. По оценке Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), грузовой сегмент и смежные отрасли ждет период низких цен.
Соответствующие выводы озвучил заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук на конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов», организованной MaxConference. В мероприятии приняли участие представители Минэнерго России, операторов железнодорожного подвижного состава, грузоотправителей, производителей грузовых вагонов и комплектующих, лизинговые компании, отраслевые эксперты.

ИПЕМ фиксирует снижение доли платы за услуги железнодорожного транспорта в структуре затрат грузоотправителей, использующих универсальный подвижной состав благодаря падению ставок. Так, вклад ставки предоставления в транспортные расходы при перевозке каменного угля по итогам 9 месяцев составил 30% (в 2019 году – 40%), щебня – 43% (против 56% в прошлом году). Ставки предоставления специализированного подвижного состава в 2020 году лишь замедлили темпы роста.

Падение ставок было вызвано заранее известными факторами: профицитом парка на сети, сокращением потребления в Европе и нехваткой пропускной способности дорог Восточного полигона для выхода на рынки АТР. При этом экономический кризис, связанный с мерами противодействия пандемии COVID-19, не только усугубил негативные тенденции в отрасли, но и ускорил их наступление. ИПЕМ оценивает недополученную выручку ОАО «РЖД» и операторов в марте-августе 2020 года в 93,8 млрд рублей, однако напрямую с локдауном из них связано 35,6 млрд рублей (в том числе 27,1 млрд рублей для ОАО «РЖД» и 8,5 млрд рублей – операторов), недополучение еще 58,2 млрд рублей операторами объясняется влиянием «коронакризиса» лишь отчасти.

По прогнозам ИПЕМ, период низких ставок на полувагоны продолжится как минимум до 2024 года: например, в структуре затрат на транспортировку угля из Кузбаса на Дальний Восток в этот период сократится с 40-42% последних лет до 26-28%. В то же время низкие ставки операторов не добавляют дополнительной погрузки на сети в направлениях дефицитной инфраструктуры. Однако это может оживить перевозки в направлении портов Северо-Запада, вкупе с ростом мировых цен и курса рубля к доллару.

«В текущих условиях снова обостряется вопрос о роли железнодорожного транспорта как института развития с соответствующим государственным

финансированием. Мы проанализировали финансовую ситуацию крупнейших железнодорожных компаний и видим, что немецкая Deutsche Bahn и французская SNCF в первом полугодии показали на порядки большие убытки, чем российский перевозчик, и по опыту прошлых лет их потери будут в той или иной форме возмещены государством, сократив расходы пользователей услуг, – отметил Владимир Савчук. – В ситуации, когда тариф является единственным источником возврата инвестиций роль ОАО «РЖД» в посткризисном восстановлении экономики по сравнению с «западными партнерами» сужается до стабильного заказчика строительных услуг и подвижного состава, а также обеспечения вывоза повышенных объемов перевозок».

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions