+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.11.2019 12:33:13
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Избыток парка снижает его ценность

Респонденты исследования журнала РЖД-Партнер «Индекс качества» в III квартале 2019 года подняли свои оценки по критерию «Стоимостью услуг компаний-операторов». В итоге он подрос на 2 пункта, составив 51 балл по 100-балльной шкале.
«Рост удовлетворенности грузоотправителей ставками операторов налицо, – комментирует член экспертной группы исследования, к. э. н., эксперт Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Фарид Хусаинов. – Результаты опросов респондентов подтверждаются статистикой, согласно которой начиная с июня – июля 2019 года ставки аренды полувагонов стабильно снижаются, пройдя путь с 1,9 тыс. до 1,6 тыс. руб. на вагон в сутки. Вместе с тем по ряду родов подвижного состава подобного снижения не наблюдается, например ставки по цистернам росли вплоть до июля – августа и лишь в сентябре стабилизировались и находятся на горизонтальном плато. Ставки на предоставление крытых вагонов начали снижаться только в октябре, поэтому на опросы по итогам III квартала это, скорее всего, не повлияло».

Операторы ведут себя по-разному, хотя в целом их ставки пока устраивают отправителей, так как тренд на их снижение все-таки становится явным.

«Ставки операторов значительно уменьшились. Все стоит, и поэтому операторы предоставляют отличную цену. Даже думать не стоит о том, что может быть дешевле», – заметил представитель цементного завода. Как добавил представитель сегмента нерудных строительных материалов, в сентябре ставки опустились на 3–5% к предыдущему месяцу и на 15% к июню.

Впрочем, по мнению другого респондента, в целом это пагубная для страны ситуация, когда подвижной состав в профиците и все тупики им забиты, поскольку вагонов больше, чем грузов. Но, как ни странно, вагоны эти доступны отнюдь не всем.

«Это даже неожиданно: вагоны где-то есть, но они стоят и не в обороте, – удивляется представитель строительного сектора. – Даже в Кузбассе испытывают сложности с подачей вагонов, что тут говорить про других». Да, стоимость услуг компаний-операторов снижается, согласился он, но все сводится к колебаниям ставок на споте. Сервисные контракты стоят на месте, там ставки почти не меняются – разве только чуть-чуть ниже, чем были летом, но дальше не падают.

С учетом вышесказанного часть респондентов не стали менять оценку по данному критерию исследования, мотивируя это тем, что баланс на рынке пока не найден, потому что, с одной стороны, движение к профициту вагонов есть, но с другой – ставки недостаточно динамично двигаются вниз. (Кстати, одной из причин вялого сползания называется высокая стоимость ремонта из-за подорожания запчастей, что негативно отражается на экономике операторских компаний.) «Ставки остались выше, чем мы ожидали, исходя из оценки профицита полувагонов, – подтвердил респондент. – На самом деле вагонов в избытке. Есть и недорогие, но не всегда нам их дают по таким ценам. По сути, для нас ставки не снизились, а просто остались на прежнем уровне».

При этом ряд крупных операторов, установив планку в начале года, все еще не хотят смотреть на рынок, невзирая на падение и самого ассортимента, и необходимости в нем, пожаловался один из отправителей лесных грузов. «В декабре заканчивается срок действия договоров, их нужно будет либо пролонгировать, либо закрывать. Именно новый год покажет, насколько гибки наши операторы», – отметил он. Впрочем, другой представитель лесного сектора сообщил о снижении ставок к уровню II квартала на 5%.

Многие грузоотправители удивляются, что, несмотря на профицит универсального парка, ставка корректируется очень странно, рывками. Например, в Уральском регионе Первая грузовая компания в августе подняла ставку на полувагоны под строительные грузы до 55% по сравнению с Прейскурантом № 10-01, но в течение месяца снизила ее до 40%, рассказал респондент. «Похоже, что сначала крупные операторы норовят выставить цены подороже, но когда недополучают заказов, то снижают», – высказал предположение представитель строительного сектора.

Основные игроки, которые дают +45% к прейскуранту, по мнению респондентов, находятся не в рынке. При этом малые операторы дают ставку на уровне +30%. Они традиционно реагируют на рынок быстрее и ведут себя очень гибко, в отличие от крупных компаний. Однако и последние, по словам респондентов, начинают осознавать текущую реальность, хотя динамика движения цен вниз пока объективно не столь заметна, как хотелось бы.

Особенно жалуются грузовладельцы, работающие со специализированным подвижным составом, поэтому начинают изучать вопрос о переходе на автотранспорт.

Выказывали недовольство и угольщики, говоря о дорогой перевозке порожнего подвижного состава: «Это приводит к повышению ставок на предоставление вагонов собственниками парка. В течение года ставка или оставалась на прежнем уровне, или незначительно снижалась, но это не соответствует уровню цен на угольную продукцию».

Как поведут себя компании-операторы в следующем году и чего ожидать грузовладельцам – эти и другие вопросы будут обсуждаться на предстоящей XVII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», организатором которой традиционно выступает журнал РЖД-Партнер.

Подробности по ссылке.

Индекс качества – ежеквартальное исследование журнала РЖД-Партнер по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом.

По результатам анкетирования проводится расчет Индекса общего уровня удовлетворенности качеством услуг на основе среднего арифметического (простого). Данным индексом обобщаются мнения респондентов по критериям, относящимся к качеству сервиса, оказываемого клиентам железнодорожного транспорта.

В исследовании принимают участие 100 респондентов. Сбор данных выполняется в форме анкетирования и интервьюирования.

В рамках проведения исследования сформирована экспертная группа, задачей которой является анализ прозвучавших мнений и наблюдаемых тенденций.

Ознакомиться с сокращенной версией исследования можно здесь.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions