Параллельно наблюдается стабильное увеличение мирового объема контейнерных перевозок с совокупным годовым темпом роста 2,3%, который должен обеспечить рост с 173,7 млн TEU в 2018 году до 206,3 млн TEU в 2028 году. Об этом сообщила директор по взаимодействию с органами государственной власти Объединенной транспортно-логистической компании «Евразийский железнодорожный альянс» Лариса Коршунова в рамках конференции «Измерения Евразийской интеграции: транспорт и логистика, энергетика и продовольственная безопасность».
Особый интерес представляет трансформация структуры грузопотоков между Китаем и Европой. За период с 2019–2021 по 2025 год доля транзитных перевозок через Евразийский регион выросла с 3% до прогнозируемых 31%, в то время как доля импорта из Китая в Россию и Беларусь сохраняется на уровне около 60%.
Однако развитие евразийских железнодорожных перевозок сталкивается с комплексом вызовов. Ключевыми факторами, влияющими на транзитную ставку по направлению Китай – Европа, являются растущий дисбаланс грузопотоков со снижением показателя балансировки до 10–12%, значительное падение ставок морского фрахта, инфраструктурные ограничения, включая ремонтные работы на участке Достык – Мойынты, а также увеличение тарифов на возврат порожнего подвижного состава. Дополнительное давление оказывают волатильность стоимости предоставления подвижного состава, профицит фитинговых платформ и контейнеров, а также санкционные ограничения.
В ответ на эти вызовы формируется стратегия цифровой трансформации евразийских железнодорожных перевозок. Основные направления включают внедрение электронной накладной, цифровизацию товаросопроводительных документов и электронного транзита, применение IoT-технологий с навигационными пломбами и создание единой доверенной информационной среды. Реализация этих мер направлена на усиление конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта – скорости, стабильности, безопасности и надежности, поясняет Л. Коршунова.
Фундаментальной основой евразийской логистической интеграции остается формирование Евразийского транспортного каркаса, основанного на международных транспортных коридорах направления восток – запад и север – юг, соединяющих Азию, Европу и Ближний Восток. При поддержке Евразийского Банка Развития создается комплексная инфраструктура, способная трансформировать географию мировых логистических потоков и укрепить позиции Евразии как ключевого звена в глобальных цепочках поставок.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



