+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.02.2021 14:54:55
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Индекс качества: отложенный спрос на сеть не вернулся?

В IV квартале 2020 года значение обобщенного Индекса качества, хотя и снизилось на 1 балл к уровню предшествующего квартала, стало максимальным для IV квартала значением за 5-летний период. При этом оно оказалось на 3 балла выше уровня IV квартала 2019-го.
«В целом этот год (кризис/пандемия) заставил многих пересмотреть подходы к организации бизнеса. Кто-то ушел в онлайн, кто-то работал смешанно, – говорит президент АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин. – Железная дорога уйти в онлайн полностью не может. При этом железнодорожники реализовали проекты, которые позволили перевести документооборот в онлайн-режим. Правда, получилось, что клиенты попали как бы в виртуальную реальность. Виртуальная приемная генерального директора, виртуальный личный кабинет. Общение, неформальное общение, между клиентом и железнодорожниками сошло на нет. Полноценного разворота к клиенту, пусть даже и в онлайн-режиме, не
произошло».

В то же время, несмотря на небольшое ухудшение качества перевозок с середины ноября, Индекс качества относительно стабилен. Более того, следует отметить, что показатель «соблюдение сроков доставки, в том числе в сравнении с нормативными» к уровню IV квартала 2019 года возрос на 8 баллов, став одним из главных драйверов повышения обобщенного Индекса качества, да и к предыдущему кварталу улучшился на 1 балл, достигнув максимального за весь 5-летний период значения.

«Однако не все показатели, являющиеся лидерами роста Индекса качества к уровню 2019 года, продемонстрировали улучшение и к предшествующему кварталу, – обращает внимание д. э. н., профессор, первый заместитель председателя объединенного ученого совета ОАО «РЖД» Дмитрий Мачерет. – Так, показатель «наличие вагонов нужного типа в необходимом количестве», оставаясь существенно (на 6 баллов) выше прошлогоднего уровня, к предыдущему кварталу ухудшился сразу на 3 балла и в этом случае стал одной из причин снижения Индекса качества. Потеря балльных оценок связана как с попытками некоторых операторских компаний создать локальный дефицит, так и с тем, что в условиях низких ставок и избытка парка ремонтировать вагоны их владельцам стало дорого и зачастую экономически нецелесообразно. В результате грузоотправителям стали подавать больше неисправных вагонов. Это логично привело к снижению (сразу на 2 балла) оценки технического состояния вагонов».

В целом предложение вагонов намного превышает спрос. «И хотя оценка величины профицита, например, по полувагонам, различается по разным методикам, но в целом все два последних года (2019–2020 гг.) на рынке наблюдается профицит, – комментирует к. э. н., доцент кафедры «Экономика, финансы и управление на транспорте» РОАТ РУТ (МИИТ), эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Фарид Хусаинов. – Сама величина профицита полувагонов в IV квартале колеблется в диапазоне от 40 до 70 тыс. полувагонов, что соответствует и динамике ставок, и результатам опросов грузоотправителей».

«Интересно отметить, что выросли оценки по критериям, связанным со стоимостью услуг как РЖД, так и компаний-операторов, а это довольно редкий случай и вместе с тем свидетельство растущей зрелости рынка», - отмечает д. э. н., профессор, директор Института экономики и финансов РУТ (МИИТ) Юрий Соколов.

Оценка параметра «стоимость услуг ОАО РЖД» к аналогичному кварталу предыдущего года подросла на 2 балла (с 53 до 55), а к предыдущему кварталу – на 1 балл.
«По-видимому, это можно объяснить тем, что после нескольких неудачных попыток в предыдущие годы наконец-то индексацию грузовых тарифов на 2021 год впервые удалось сделать по долгосрочной тарифной формуле, – высказывается Ф. Хусаинов. – И это позитивно оценили респонденты. Отметим, что само по себе регулирование по принципу ценового потолка, который обычно устанавливается в виде «инфляция минус фиксированный процент» в последние несколько десятилетий, стало распространенной практикой в мире в различных инфраструктурных отраслях с регулируемыми тарифами. И вот теперь и в России удалось реализовать подобную модель тарифного регулирования».

По его словам, рост удовлетворенности грузоотправителей ставками операторов объясняется тем, что динамика ставок аренды в течение всего IV квартала была благоприятной для них. «Так, по данным портала «Промышленные грузы», ставки аренды полувагонов, цистерн и универсальных платформ в течение октября, ноября и декабря 2020 года не росли по сравнению с сентябрьскими показателями, а ставки по крытым даже продолжали снижаться. В целом стоимость предоставления парка в IV квартале 2020 года, например полувагонов, был минимальным за период 2017–2020 гг.», – сообщил Ф. Хусаинов.

Как заметил П. Иванкин, операторов от дальнейшего падения ставки спасали рост оборота вагона и количества брошенных поездов. «При этом работа Западно-Сибирской железной
дороги в IV квартале стабилизировалась. Количество брошенных поездов по вине данной дороги снизилось. На первое место снова вышел код 01. На Восточном полигоне поезда бросались также из-за нестабильной работы погранпереходов и дирекций тяги и инфраструктуры», – добавил эксперт.

Ухудшились значения уровня развития транспортной инфраструктуры и полноты удовлетворения спроса на перевозки. «Кстати, оценка развития транспортной инфраструктуры (с возвращением объема перевозок к прошлогоднему уровню) также вернулась к показателю IV квартала 2019 года, снизившись по отношению к предыдущему кварталу на 1 балл, – акцентирует Д. Мачерет. – При этом грузоотправители ратуют как за местное развитие инфраструктуры, не менее значимое, чем реализация более крупных проектов, так и отмечают необходимость развития Восточного полигона, как раз и являющегося крупнейшим инфраструктурным проектом в железнодорожной отрасли».

П. Иванкин здесь добавил, что борьба за мощности Восточного полигона после введения в конце лета методики прогнозирования объемов погрузки грузов на сети продолжалась вестись за каждую отгружаемую тонну. В проигрыше остались металлурги, которые в определенные сутки вообще не имели доступа на Восточный полигон, хотя по методике должны были быть отгружены по графику. «Вопрос качества планирования перевозок на восточном направлении требует информационной огласки. Необходимость такого шага объясняется непрозрачностью процессов внутри РЖД. Ведь даже принятая заявка не гарантирует своевременную отгрузку», – говорит президент АНО «ИИЖТ».

Как подытожил Д. Мачерет, для обеспечения высокого и улучшающегося качества грузовых перевозок требуется приоритетное, комплексное развитие железнодорожной инфраструктуры как в рамках крупных, так и увязанных с ними локальных проектов. В последнем случае особенно уместным является участие самих товаропроизводителей, заинтересованных в увеличении объемов и эффективности сбыта своей продукции. «А в целом можно говорить о некоторой корректировке Индекса качества на фоне восстановления и роста объемов перевозок. И в современных условиях можно рассматривать данную ситуацию с определенным оптимизмом», – добавил Ю. Соколов.

Индекс качества – ежеквартальное исследование журнала РЖД-Партнер по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом.
По результатам анкетирования проводится расчет Индекса общего уровня удовлетворенности качеством услуг на основе среднего арифметического (простого). Данным индексом обобщаются мнения респондентов по критериям, относящимся к качеству сервиса, оказываемого клиентам железнодорожного транспорта.

В исследовании принимают участие 100 респондентов. Сбор данных выполняется в форме анкетирования и интервьюирования.
В рамках проведения исследования сформирована экспертная группа, задачей которой является анализ прозвучавших мнений и наблюдаемых тенденций.

Краткую версию исследования «Индекс качества» можно скачать здесь.
Полная версия исследования доступна для подписчиков журнала РЖД-Партнер.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions