Поезда, заявленные как вид транспорта с нулевым уровнем выбросов, благодаря топливному элементу, установленному на крыше, смешивают водород на борту с кислородом, присутствующим в окружающем воздухе, что позволяет вырабатывать электричество, необходимое для того, чтобы тянуть поезд.
Разработанные в южном французском городе Тарб и собранные в Зальцгиттере в Центральной Германии поезда Alstom под названием Coradia iLint являются уникальными.
«В любое время суток пассажиры будут путешествовать по этому маршруту благодаря водороду», – заявил Стефан Шранк, руководитель проекта Alstom. По данным Alstom, проект привлек инвестиции в размере «нескольких десятков миллионов евро» и создал рабочие места для 80 сотрудников в двух странах. Несомненно, водородные поезда являются экологичной заменой дизельным, которые сегодня отвечают за 20% поездок в Германии. Тем не менее у проекта также есть критики.
Поезда не единственное транспортное средство, нуждающееся в топливе. Весь сектор, будь то дорожный транспорт или авиация, не говоря уже о тяжелой промышленности, такой как сталелитейная и химическая, присматривается к водороду, чтобы сократить выбросы CO
2. Хотя в 2020 году Германия объявила об амбициозном плане стоимостью €7 млрд по внедрению водородных технологий практически во все сферы промышленности в течение десятилетия, в крупнейшей экономике Европы для такой модернизации по-прежнему не хватает инфраструктуры. Эта проблема наблюдается по всему континенту, где для реального перехода на водород потребуются колоссальные инвестиции.
«По этой причине мы не предвидим 100%-ной замены дизель-поездов водородом», – считает Александр Шарпантье, эксперт по железнодорожным перевозкам консалтинговой компании Roland Berger.
Кроме того, водород необязательно не содержит углерода: эксперты считают устойчивым только зеленый водород, производимый с использованием возобновляемых источников энергии. Существуют и другие, более распространенные методы производства, но они выделяют парниковые газы, поскольку производятся из ископаемого топлива. Линия в Нижней Саксонии вначале будет использовать водород, побочный продукт некоторых отраслей промышленности, таких как химическая промышленность.
Французский исследовательский институт IFP, специализирующийся на вопросах энергетики, утверждает, что в настоящее время водород «на 95% получается в результате преобразования ископаемого топлива, почти половина которого поступает из природного газа», поэтому устойчивая зависимость Европы от российского газа также создает серьезные проблемы для развития водородного транспорта.
«Политическим лидерам придется решить, какому сектору отдать приоритет», – отметил А. Шарпантье. Германии также придется продолжить массово импортировать водород для удовлетворения своих потребностей.
Недавно были подписаны партнерские соглашения с Индией и Марокко, соглашение об импорте водорода из Канады также обсуждается.
Тем не менее немецкий гигант Siemens также не хочет отставать от трендов и поэтому в мае представил прототип своего водородного поезда совместно с национальной железнодорожной компанией Deutsche Bahn, его запуск планируется в 2024 году.
В Германии от 2500 до 3000 дизельных поездов могут быть заменены водородными в ближайшие несколько лет, а к 2035 году примерно 20% региональных поездов в Европе могут также перейти на это топливо. Эксперты отмечают, что водородные поезда особенно привлекательны на коротких региональных линиях, где стоимость перехода на электричество превышает рентабельность маршрута.
Автор: Анна Каренина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.