+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.09.2021 18:00:53
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Экспорт нефтегрузов на РЖД в августе 2021 года увеличился на 11,9%

В августе нефтегрузы стали одним из драйверов прироста сетевой погрузки, что выглядит несколько необычным по сравнению с предыдущим периодом на сети, когда данная номенклатура тянула вниз.
Погрузка нефти и нефтепродуктов, по уточненным данным ОАО «РЖД», в августе 2021 года выросла до 18,2 млн т, что на 7,1% больше, чем за аналогичный период 2020-го.

При этом следует отметить, что внутренние перевозки нефтегрузов сократились, а экспорт, наоборот, вырос – на 11,9%.

Попробуем разобраться в происходящих процессах на железнодорожном рынке. Для этого обратимся к статистике.

Сырье удивило экспертов

Необычным является тот факт, что заметную долю прироста экспорта в указанный период обеспечили поставки сырья. По данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», перевозки за рубеж нефти выросли на 19,4%. При этом внутри РФ ее перевозили существенно меньше.

Эксперты это объясняют открывшейся возможностью в августе вывозить нефти на экспорт на спотовый рынок чуть больше, чем в предыдущий период благодаря смягчению политики в рамках сделки ОПЕК+.

Причем данный тренд, по-видимому, может оказаться и не кратковременным: по данным аналитиков Clarkson Research Services, морские перевозки танкерами пока не повысили ставки фрахта из-за достаточно сбалансированного спроса на такие перевозки. Однако уже в октябре ставки могут вырасти из-за разогревающегося спроса на танкеры – под влиянием новостей о снижении накопленных в морских портах запасов нефти.

При волатильной ситуации на спотовые ставки дополнительные объемы сырья из РФ обычно вывозят на терминалы не по трубе, а по РЖД. Такие поставки закрывают точечные потребности на рынке. В дальнейшем при стабилизации грузопотоков прибавка в экспорте формируется за счет трубопроводного транспорта, а не железных дорог.

Светлые тренды

Еще один фактор, повлиявший на рост экспорта в августе, – увеличение отправок бензина за рубеж на 5,6%. Особое беспокойство при этом вызвало снижение перевозок бензина внутри РФ на 0,2%.

Дело в том, что это происходит на фоне известия о необходимости увеличения вывода на ремонты в IV квартале НПЗ в связи с модернизацией установок первичной и вторичной переработки. Это привело к росту цен на бензин на внутреннем рынке и ответным мерам регуляторов.

Уточним, что, по данным ЦДУ ТЭК, общая потеря мощностей в результате ремонтных работ на российских НПЗ в IV квартале составит 6,4 млн т по сравнению с III кварталом (11,7 млн т). По данным агентства Argus, наиболее масштабные ремонтные работы будут проводиться на заводах «Роснефти», а также на заводах «Газпром нефти» и «Лукойла».

В дальнейшем, таким образом, есть риски появления ограничений на экспорт бензина.

Керосиновый вираж

Несомненным драйвером стало увеличение экспорта керосина. Его перевозки по РЖД за рубеж, по данным ИСП «Железнодорожные перевозки», увеличились на 12,2%. Причем это происходило на фоне роста и внутренних отправок на 15,1%.

Это стало следствием оживления авиаперевозок. В частности, в августе пассажирские авиаперевозки в России в августе, по подсчетам Росавиации, выросли почти на 50%. Соответственно это стимулировало рост перевозок по РЖД.

Увеличились на железнодорожной сети и экспортные перевозки масел и минеральных смазок почти в 1,7 раза.

Вывоз за рубеж прочих светлых нефтепродуктов вырос на 2,7%. Однако их больше отправляли и по РЖД: на НПЗ поступило в более чем 1,3 раза больше прочих светлых нефтепродуктов для переработки. В основном речь идет о нафте.

Темное дело

Что касается темных нефтепродуктов, то здесь ситуация в августе сложилась неоднозначная: в частности, экспорт мазута увеличился на 20,6%. Это связано с тем, что сейчас на европейском рынке мазут, как и уголь, вынужден восполнять нехватку электричества с резким оживлением экономики после снятия части пандемийных ограничений. Пока газа в топливной генерации для этого недостаточно.

Это чувствуется и в РФ, где на ТЭС активно запасают топливо на зиму и готовятся к началу более раннего периодического протапливания в ряде регионов, поскольку там ожидается похолодание. Как следствие – рост внутренних перевозок мазута на 10%.

А вот экспорт битума в августе по РЖД, наоборот, сократился на 20,1%. Причины малопонятны. Но такой расклад пошел на пользу внутреннему рынку, где сейчас идет активный ремонт автодорог. Соответственно внутренние перевозки битума увеличились на 2,6%.

Аналогичная картина наблюдается по перевозкам прочих темных нефтепродуктов: -17,9% – экспорт, +16% – внутренние перевозки.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions